Суббота 6-й седмицы, ва́ий. БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.
Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России1 (службу зри 26 сентября).
Служба праздника Благовещения совершается вместе со службой Триоди по 10-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в суббо́ту Ла́зареву».
Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «о 1-м же часе́ но́щи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся.
Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…»2 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.
На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.
По 1-м Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й.
По 2-м Трисвятом – кондак Благовещения, глас 8-й.
По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.
На литии стихиры Благовещения, глас 1-й, и стихиры Триоди (см. на хвалитех утрени), глас тот же: «Божества́ Твоего́, Христе́…», глас 4-й: «Четверодне́вна воздви́гл еси…», «Ма́рфа Мари́и вопия́ше…». «Слава» – Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…», «И ныне» – Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитвы литии.
На стиховне стихиры Благовещения, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Предста́в гро́бу…»3 (см. славник на «Господи воззвах» в пяток ваий вечера), «И ныне» – Благовещения, глас 4-й: «Днесь ра́дость…».
«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш…» (на благословении хлебов) – тропарь Благовещения, глас 4-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Благовещения, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…», «И ныне» – тропарь Благовещения, глас 4-й.
Кафизмы 16-я и 17-я.
По 16-й кафизме и малой ектении – седален Триоди, глас 1-й: «Уще́дрив Ма́рфины и Мари́ины сле́зы…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас тот же: «Вели́кий воево́да…» (см. по 2-м стихословии).
По 17-й кафизме и малой ектении – седален Триоди, глас 5-й: «Исто́чник прему́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…» (см. по 3-м стихословии).
Примечание. Устав, излагая в 10-й Марковой главе под 26 марта порядок совершения службы праздника Благовещения в Лазареву субботу, не упоминает о пении на утрени тропарей воскресных, глас 5-й: «Ангельский собор…», составляющих особенность богослужения Лазаревой субботы. В то же время другие характерные для службы этого дня триодного цикла элементы богослужения указываются (например, «Воскресение Христово видевше…», «Свят Господь Бог наш»).
Данное обстоятельство может быть истолковано и как прямое указание на отмену пения воскресных тропарей «Ангельский собор…» при совпадении Благовещения с Лазаревой субботой4, и как обычное умолчание Типикона, подразумевающее сохранение этого богослужебного элемента в чинопоследовании в качестве особенности службы Лазаревой субботы5.
Во втором случае возможны следующие варианты: 1) тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор…», поются после стихословия 17-й кафизмы (перед малой ектенией и седальнами)6; 2) тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор…», поются после полиелея и величания праздника с избранным псалмом7 (перед малой ектенией и седальнами)8.
Полиелей. Величание Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая. Седален Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие Благовещения – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…».
Каноны:
1-я, 3-я, 4-я и 5-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и два канона Триоди на 8: 1-й (творение прп. Феофана), глас 8-й, на 4 и 2-й (творение прп. Иоанна), глас тот же, на 4.
Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».
Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.
Катавасия – ирмосы 2-го канона Триоди, глас 8-й: «Во́ду проше́д…»9.
По 3-й песни – кондак Триоди, глас 2-й: «Всех Ра́дость – Христо́с…», и икос Триоди, глас тот же: «Ученико́м Созда́тель всех предвеща́…»; седален Триоди. «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8-й.
6-я, 7-я, 8-я и 9-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и два четверопеснца Триоди на 8: 1-й (творение прп. Космы), глас 8-й, на 4 и 2-й (творение прп. Иоанна), глас тот же, на 4. Катавасия – ирмосы 2-го четверопеснца Триоди, глас 8-й10.
По 6-й песни – кондак и икос Благовещения, глас 8-й.
На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву»11. К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». В конце 9-й песни на катавасию – ирмос 2-го четверопеснца Триоди, глас 8-й: «Вои́стинну Богоро́дицу…»; припев Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…», и ирмос канона Благовещения, глас 4-й: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту…».
Примечание. От этого дня и до Недели Антипасхи включительно на 9-й песни канона «Честнейшую» не поем (см.: Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря», 1-е «зри»). Каждение храма на 9-й песни совершается.
По 9-й песни, на 1-й глас – «Свят Господь Бог наш» (со стихами; трижды). («Достойно есть» не поется.) Светилен Благовещения (дважды)12. «Слава, и ныне» – светилен Триоди.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: Благовещения, глас 1-й – 3, и Триоди, глас тот же – 3 («Воскресе́ние и жизнь…», «Ла́заря уме́рша четверодне́внаго…», «Ма́рфа и Мари́я Спа́су глаго́ласте…»); также припев: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой…», и стихира Триоди, глас 8-й: «Ла́заря уме́рша в Вифа́нии…»; ин припев: «Испове́мся Тебе́, Го́споди…», и стихира Триоди, глас тот же: «Я́коже рекл еси, Го́споди…». «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Ве́лие и пресла́вное чу́до…», «И ныне» – Благовещения, глас тот же: «Е́же от ве́ка таи́нство…».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние две – с дополнительными воскресными стихами: 1-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; 2-й – «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Триоди, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…». Ектении и отпуст.
Примечание. Отпуст утрени и Литургии: «Христос, Истинный Бог наш…» с упоминанием имени св. прав. Лазаря Четверодневного, еп. Кити́йского.
На 1-м и 6-м часе – тропарь Благовещения. «Слава» – тропарь Триоди. Кондак Триоди.
Примечание. «При часе́ же 2-м дне, твори́м исхожде́ние вне монастыря́: Возвра́щшеся же пое́м часы́» (Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава).
На 3-м и 9-м часе – тропарь Благовещения. «Слава» – тропарь Триоди. Кондак Благовещения.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны Благовещения, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и Триоди, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святых Дивен сый…»13.
По входе – тропарь Благовещения, тропарь Триоди. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Благовещения.
Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа́ крести́стеся…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Благовещения и Триоди.
Апостол и Евангелие – Благовещения и субботы Лазаревой.
Задостойник Благовещения – припев: «Благовеству́й, земле́…», и ирмос: «Яко одушевле́нному…».
После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…».
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). «На трапе́зе учрежда́емся варе́нием со еле́ем. А́ще же и икру́ и́мамы, да да́стся коему́ждо бра́ту по три о́нгии14: и вино́ пие́м» (Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря»).
Примечание. С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых.
Сноски:
1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.
2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта.
3 В Типиконе начальные слова стихиры приведены в другой редакции: «Предста́л еси гро́бу…» (Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава).
4 Ср.: Типикон, 43-я храмовая глава; 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»; Православный церковный календарь на 1990 год. М., 1989. С. 18; Православный церковный календарь на 2001 год. М., 2000. С. 32; Богослужебные указания на 2001 год для священно-церковнослужителей. М., 2000. С. 201.
5 Ср.: Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 611.
6 По образцу богослужения Лазаревой субботы. Ср.: Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую».
7 При пении избра́нного псалма заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
8 По образцу воскресного богослужения периода пения Октоиха.
9 Ирмосы канона праздника Благовещения на катавасию не поются (кроме 9-й песни).
10 См. предыдущую сноску.
11 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.
12 Учитывая наличие двух светильнов в службе праздника Благовещения, можно считать допустимым исполнение обоих светильнов по единожды.
13 О входном песнопении в Богородичные праздники см. сноску 25 января (вариант Б). О входном песнопении «…во святых Дивен сый…» в Лазареву субботу см.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 94; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 549; Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 245.
14 Одна о́нгия равна 1/12 русского фунта (примерно 34 грамма).