Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся (с 9 марта).
Мч. Кодра́та и дружины его.
На этот день, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, переносится с пятницы, 9 марта, полиелейная служба 40 мчч. Севастийских (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). Служба мч. Кодрата с субботы, 10 марта, переносится на пятницу, 9 марта (ср.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»).
Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 1-я неде́ли посто́в» (ср.: Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава).
Повечерие великое без поклонов:
По 1-м Трисвятом1 — тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…»; тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
По 2-м Трисвятом — тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 8-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)2, а также — рядовая служба Минеи (с 11 марта; свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского)3.
Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).
После канонов — «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом — кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная — субботняя.
Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.
На «Бог Господь» — тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…» (дважды). «Слава» — тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 16-я и 17-я4.
После 16-й кафизмы — малая ектения. Седален мучеников, глас 4-й: «Честну́ю твердь…». «Слава» — ин седален мучеников, глас тот же: «Му́жественнейшим по́мыслом…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Е́же [И́же] благода́рно…»5.
После 17-й кафизмы — малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» — ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святы́х му́ченик удобре́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе́ пре́жде Суда́ ны́не пла́чу…». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л ны еси в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие — Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо вопия́ше Дави́д…».
Каноны: мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1-го канона по дважды)6 и вмч. Феодора (два канона) на 8.
Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»7. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день8. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»9. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…». Однако поскольку в 2013 году в субботу 1-й седмицы Великого поста совершается полиелейная служба 40 мчч. Севастийских, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви…»10.
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя…».
По 3-й песни — кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» — седален вмч. Феодора, глас тот же (по выбору)11, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников (по выбору)12. «Слава» — светилен вмч. Феодора, « И ныне» — Богородичен Триоди.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: мучеников, глас 5-й — 3, и вмч. Феодора, глас 1-й — 313; затем стих: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, / и изве́л ны еси в поко́й», и стихира мучеников, глас 5-й: «Страстоте́рпцы Христо́вы…» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» — вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава» — тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На часах — тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…». «Слава» — тропарь вмч. Феодора. Кондаки мучеников и вмч. Феодора читаются попеременно14.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны мучеников, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки15:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…», тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» — кондак мучеников, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…», тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» — кондак мучеников, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — мучеников и вмч. Феодора.
Апостол и Евангелие — субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и мучеников.
Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю16, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).
Сноски:
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562.
2 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 24 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем — рядового святого.
3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.
6 Там же.
7 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.
8 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в».
9 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.
10 Там же. С. 565.
11 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» — ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
12 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: светилен мучеников, ин светилен мучеников; «Слава» — светилен вмч. Феодора, « И ныне» — Богородичен Триоди.
13 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается.
14 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.
15 Там же. С. 566.
16 Красову́ля — чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает 0,5 фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).