Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

Служба совершается по главе Типикона под 26 марта: «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или 5-я, или 6-я неде́ли посто́в» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»).

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й и глас 3-й — 3, праздника1, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды), и Архангела, глас 1-й — 32. «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «По́слан бысть…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние…», со стихами (по обычаю).

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» — праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость…» (см. на стиховне великой вечерни в сам день праздника)3.

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мч. Са́ввы Стратила́та (с 24 апреля).

Примечание. «Повече́рие ма́лое, без покло́нов, покло́ны от Сла́ва в Вы́шних…, на не́мже глаго́лем кано́н рядовы́й Мине́и» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или 5-я, или 6-я неде́ли посто́в»). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты:

1) По Трисвятом — кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января.

2) По Трисвятом — кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» — кондак праздника, глас тот же4.

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 4 марта).

Полунощница вседневная — по великопостному чину.

Утреня — по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта).

Вместо «Бог Господь» — «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае — глас 3-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии — седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии — седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни — каноны Минеи (см. 26 марта: праздника, глас 6-й, и Архангела, глас 4-й) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни — канон праздника (см. 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи — на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6.

Библейские песни — великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песни — ирмос 2-го трипеснца Триоди; по 3-й и 6-й песни — ирмос канона Архангела.

По 3-й песни — седален Архангела, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тот же седален.

По 6-й песни — кондак Архангела, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую»5.

По 9-й песни может петься «Достойно есть»6. Светилен Троичен гласа (в данном случае — 3-го).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Архангела, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Арха́нгельское сло́во…».

Окончание утрени — по великопостному чину.

Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «про́чее все пое́м с покло́ны»7.

На 1-м часе — кафизмы нет. На 3-м часе — кафизма 7-я. На 6-м часе — кафизма 8-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе — кафизма 9-я. На вечерне — кафизма 18-я.

Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя нарече́м…» вместо «Стопы́ моя напра́ви…» совершается поклонение Честно́му Кресту. В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных.

Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата8) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др., и совершается целование Креста.

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична «Что Тя наречем» на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо «Стопы моя» иерей с диаконом поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по Трисвятом — кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».

Примечание. «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я» (Типикон, 26 марта).

Сноски:

1 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190.

2 Припев «Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный» не глаголется.

3 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-е «зри».

4 Кондак праздника отсутствует на утрене в отдание Благовещения, случившееся в седмичный день св. Четыредесятницы, однако, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 231), на повечерии в день отдания кондак праздника глаголется.

5 Ср.: Типикон, 26 марта, «Указ о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в…».

6 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в отдание Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

7 Поскольку кондак праздника Благовещения отсутствовал на утрене 26 марта, на часах и изобразительных он также не глаголется.

8 Иерей на выход царскими вратами и поклонение Кресту, по традиции, облачается в фелонь.