Неделя 5-я Великого поста. Глас 8-й. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Прп. Заха́рии монаха. Свт. Арте́мия, еп. Солу́нского1.

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и Петра Казанских.

Служба совершается по 3-й Марковой главе Типикона под 24 марта: «А́ще случи́тся предпра́зднство Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в Неде́лю 4-ю, или́ 5-ю посто́в». Служба прп. Марии Египетской (из Триоди) опускается и поется «егда́ екклисиа́рх разсу́дит» (Типикон, 24 марта, 3-я Маркова глава).

Примечание. Служба прп. Марии Египетской (из Триоди) переносится на великое повечерие во вторник вечера (см. 20 марта).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и предпразднства Благовещения, глас 4-й – 4 (см. в Минее 24 марта; первая стихира – дважды). «Слава» – предпразднства Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – предпразднства Благовещения, глас 4-й: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – предпразднства Благовещения, глас 2-й: «Е́же от ве́ка та́инство…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды)2.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства Благовещения, глас 4-й: «Днесь всеми́рныя ра́дости нача́тки…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.

Непорочны4 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Поми́луй мя, Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди 1-й канон (о богатом и Лазаре)5 на 4 и канон предпразднства Благовещения на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак предпразднства Благовещения, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло…»; седален предпразднства Благовещения, глас 4-й: «Наше́ствием Ду́ха Всесвята́го…»6. «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства Благовещения: «Гаврии́л, с высоты́ слете́в…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 8-й – 8; затем стих: «Воскресни́, Господи, Боже мой…», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Несть Ца́рство Бо́жие пи́ща и питие́…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства Благовещения. Кондаки предпразднства Благовещения и воскресный читаются попеременно.

Литургия свт. Василия Великого.

Примечание. Агнцы для предстоящих на 6-й седмице Литургий Преждеосвященных Даров заготовляются на Литургии свт. Иоанна Златоуста в праздник Благовещения (25 марта)7.

Блаженны гласа – 6, и предпразднства Благовещения, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь предпразднства Благовещения. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак предпразднства Благовещения.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства Благовещения, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства Благовещения.

Прокимен – воскресный рядового гласа.

Апостол и Евангелие – Недели 5-й Великого поста.

Примечание. Прокимен, Апостол, [аллилуиарий,] Евангелие и причастен прп. Марии Египетской опускаются.

Аллилуиарий – воскресный рядового гласа.

Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется…».

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…».

Примечание. «На трапе́зе же учрежда́емся, я́коже и в пре́ждних Неде́лях» (Типикон, гл. 49, «В Неде́лю 5-ю святы́х посто́в»).

Сноски:

1 Прп. Заха́рия и свт. Арте́мий, еп. Солу́нский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 88.

3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

5 Второй канон Триоди (прп. Марии Египетской) не поется, поскольку служба прп. Марии Египетской переносится на повечерие (см. 20 марта).

6 Седален Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «Взыгра́ния вся…», не поется, поскольку служба прп. Марии Египетской переносится на повечерие (см. 20 марта).

7 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458–459.