Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 7-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная».

Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского. Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди (А).

В этот день может совершаться полиелейная служба1 в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная». При совершении богослужения следует руководствоваться 15-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Иоа́нна Предте́чи в Неде́лю 3-ю посто́в, Крестопокло́нную» (Б)2.

Примечание. Служба сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 1 марта).

После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября).

Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…», или кондак, глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается «я́коже предписа́ся септе́мврия в 13-й день, ве́чера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак3. Авторитетные богослужебные руководства4 также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест во́лею…». Однако вопреки древней традиции, в некоторых литургических справочниках5 указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 6, Триоди (Креста), глас 5-й – 4. «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе́ Бо́же наш…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь вся…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Непорочны7 (на практике, заменяются на полиелей, который совершается в алтаре, при этом величание не поется). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е (по традиции, читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…». (По обычаю, помазание елеем совершается после выноса Креста.)

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди (Креста) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Триоди: «Боже́ственнейший прообрази́…».

По 3-й песни – седален Триоди (Креста), глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…», стих: «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего…» – ин седален Триоди (Креста), глас тот же: «Днесь проро́ческое…». «Слава» – ин седален Триоди (Креста), глас тот же: «То́кмо водрузи́ся дре́во…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице Де́во…».

По 6-й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…». Икос, глас тот же: «Три кресты́ водрузи́…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христо́в Честны́й…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Дре́ву, на не́мже Всечи́стая…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 4, и Триоди (Креста), глас 4-й – 4 (со своими стихами и с повторением первой стихиры8), затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой…», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокому́драго ра́зума…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Отверзаются царские врата.

Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (см. в Триоди Постной и Типиконе): 1-й – «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, / и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то е́сть»; 2-й – «Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, / соде́ла спасе́ние посреде́ земли́», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие поется «тихогласно». (Воскресный тропарь по славословии не поется.) До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв9). После возгласа «Слава Тебе, показа́вшему нам свет», приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза о́крест. Затем на блюде, покрытом возду́хом, поднимает Крест на свою главу10; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат11. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, про́сти»12. Клир поет тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…». Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста13. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Обычные ектении (сугубая: «Помилуй нас, Боже…»; просительная: «Исполним утреннюю молитву…», молитва главопреклонения) и отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 7-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (Креста). Кондак Триоди (Креста).

Литургия свт. Василия Великого.

На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.

Блаженны гласа – 6, и Триоди (Креста), песнь 3-я (так по Триоди; по Типикону ­– песнь 6-я) – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста). «Слава, и ныне» – кондак Триоди (Креста).

Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…».

Прокимен и аллилуиарий14 – Недели Крестопоклонной.

Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной.

Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».

Причастен – Недели Крестопоклонной: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди».

Примечание. «На трапе́зе же учрежда́емся, я́коже указа́ся в 1-ю Неде́лю Правосла́вия» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля тре́тия святы́х посто́в…»).

Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – “четвероножец” со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по сконча́нии целова́ния Честна́го Креста́, поставля́ется анало́гий с Честны́м Кресто́м о десну́ю страну́ ца́рских двере́й, и та́мо стои́т, до́ндеже пра́здник отда́стся” (Типикон, 14 сентября).

В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».

Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 3 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, Триоди (Креста), глас 5-й – 4, и Богородицы (иконы) – 3. «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе́ Бо́же наш…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (иконы) – 3.

На литии стихиры Богородицы (иконы) (см. на стиховне великой вечерни (без стихов) и на хвалитех утрени). «Слава» – Богородицы (иконы) (см. славник на «Господи, воззвах» великой вечерни или славник стихир на хвалитех), «И ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь вся…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – Богородицы (иконы) (см. славник стихир на стиховне великой вечерни), «И ныне» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «И ныне» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные15.

Полиелей16. Величание Богородицы (иконы) и избра́нный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седальны Богородицы (иконы) (по 1-м и 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е (по традиции, читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…». (По обычаю, помазание елеем совершается после выноса Креста.)

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (иконы) на 4 и Триоди (Креста) на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Триоди: «Боже́ственнейший прообрази́…».

По 3-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Триоди (Креста), глас 6-й (по выбору)17. «Слава18, и ныне» – седален Богородицы (иконы)19.

По 6-й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…». Икос, глас тот же: «Три кресты́ водрузи́…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христо́в Честны́й…», «И ныне» – светилен Богородицы (иконы).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 4, и Триоди (Креста), глас 4-й – 4 (со своими стихами и с повторением первой стихиры20), затем стих: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой…», и самогласен Триоди, глас 8-й: «Высокому́драго ра́зума…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Отверзаются царские врата.

Примечание. Первые шесть хвалитных стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (см. в Триоди Постной и Типиконе): 1-й – «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, / и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то е́сть» [или: «Помяни́ сонм Твой, / его́же стяжа́л еси испе́рва» (см.: 15-я Маркова глава Типикона под 24 февраля)]; 2-й – «Бог же, Царь наш пре́жде ве́ка, / соде́ла спасе́ние посреде́ земли́», 3-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́».

Великое славословие поется «тихогласно». (Воскресный тропарь по славословии не поется.) До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв21). После возгласа «Слава Тебе, показа́вшему нам свет», приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза о́крест. Затем на блюде, покрытом возду́хом, поднимает Крест на свою главу22; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат23. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, про́сти»24. Клир поет тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (трижды). Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат (ниже амвона) аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…». Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста25. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др. Обычные ектении (сугубая: «Помилуй нас, Боже…»; просительная: «Исполним утреннюю молитву…», молитва главопреклонения) и отпуст: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 7-я.

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (Креста). Кондак воскресный.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (иконы). Кондак Богородицы (иконы)26.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (Креста). Кондак Триоди (Креста)27.

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (иконы). Кондак воскресный.

Литургия свт. Василия Великого.

На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.

Блаженны гласа – 4, Триоди (Креста), песнь 3-я – 4, и Богородицы (иконы), песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста), тропарь Богородицы (иконы); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (Креста), «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).

Примечание. Возможно также пение тропарей и кондаков по входе в следующем порядке: тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста), тропарь Богородицы (иконы), кондак воскресный; «Слава» – кондак Богородицы (иконы), «И ныне» – кондак Триоди (Креста).

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков на Литургии приводится в соответствии с указаниями 15-й Марковой главы Типикона под 24 февраля (ср.: Минея, 9 марта, 8-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 479–480), в храме святого может петься тропарь и кондак храма.

Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…».

Прокимен и аллилуиарий28 – Недели Крестопоклонной и Богородицы (иконы).

Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной и Богородицы (иконы).

Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».

Причастен – Недели Крестопоклонной: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди»; и Богородицы (иконы): «Ча́шу спасе́ния прииму́…».

Примечание. «На трапе́зе же учрежда́емся, я́коже указа́ся в 1-ю Неде́лю Правосла́вия» (Типикон, гл. 49, «Неде́ля тре́тия святы́х посто́в…»).

Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – “четвероножец” со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по сконча́нии целова́ния Честна́го Креста́, поставля́ется анало́гий с Честны́м Кресто́м о десну́ю страну́ ца́рских двере́й, и та́мо стои́т, до́ндеже пра́здник отда́стся” (Типикон, 14 сентября).

В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».

Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 3 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.

Сноски:

1 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

2 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-я Маркова глава: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Благове́щение в Неде́лю 3-ю посто́в»; Минея, 9 марта, 8-я Маркова глава: «А́ще ли случи́тся 40 му́чеников в Неде́лю 3-ю посто́в, Крестопокло́нную»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 475–480.

3 См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207 об.; Устав. М., 1641. Л. 973; Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 70.

4 Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… М., 1901. С. 140; Богослужебные указания [на 1949–1957 год] для священно-церковнослужителей. М., 1948–1956.

5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 539.

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

8 Первая стихира Триоди (Креста) повторяется после стихиры «Це́ркве утвержде́ние…» и поется в качестве четвертой стихиры (со стихом: «Бог же, Царь наш…»).

9 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит.

10 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже…» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.

11 В некоторых храмах есть обычай обносить Крест по периметру храма с пением погребального «Святый Боже…», но лучше в этом вопросе следовать Типикону.

12 Обычно во время возглашения «Премудрость, прости» служа́щий священник начертывает Крестом крестное зна́мение в царских вратах.

13 Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освященным елеем.

14 Триодь Постная предписывает петь аллилуиарий Недели Крестопоклонной на 1-й глас (ср. с праздником Крестовоздвижения). Согласно Типикону и Апостолу, этот аллилуиарий должен петься на 8-й глас.

15 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

16 Традиция совершения в Неделю Крестопоклонную полиелея в алтаре в данном случае может не применяться, поскольку полиелей совершается в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная».

17 В старопечатной традиции указывается седален Триоди (Креста), глас 6-й: «Днесь проро́ческое…» (см.: Устав. М., 1641. Л. 523).

18 Возможен также следующий порядок исполнения богослужебных текстов по 3-й песни канона: кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Богородицы (иконы); «Слава, и ныне» – седален Триоди (Креста), глас 6-й (по выбору; см. предыдущую сноску).

19 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Триоди (Креста), глас 6-й: «Крест Твой, Го́споди…», стих: «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего…» – ин седален Триоди (Креста), глас тот же: «Днесь проро́ческое…»; «Слава» – ин седален Триоди (Креста), глас тот же: «То́кмо водрузи́ся дре́во…», «И ныне» – седален Богородицы (иконы).

20 Первая стихира Триоди (Креста) повторяется после стихиры «Це́ркве утвержде́ние…» и поется в качестве четвертой стихиры (со стихом: «Бог же, Царь наш…»).

21 Молитвы на каждый элемент облачения иерей читает только перед совершением полной Литургии. В остальных случаях, когда Устав или богослужебная практика предусматривает облачение во все священнические одежды (Литургия Преждеосвященных Даров; изнесение Креста в Неделю Крестопоклонную, 1 августа и на Крестовоздвижение; вечерни Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на утрене Великой Субботы и т. д.), иерей соответствующих молитв не произносит.

22 По установившейся практике, после троекратного каждения престола (с лежащим на нем Крестом), во время пения хором «Святый Боже…» в конце славословия, все духовенство в алтаре совершает три земных поклона, а потом уже настоятель возлагает Крест на свою главу.

23 В некоторых храмах есть обычай обносить Крест по периметру храма с пением погребального «Святый Боже…», но лучше в этом вопросе следовать Типикону.

24 Обычно во время возглашения «Премудрость, прости» служа́щий священник начертывает Крестом крестное зна́мение в царских вратах.

25 Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освященным елеем.

26 Ср.: Минея, 9 марта, 8-я Маркова глава: «А́ще ли случи́тся 40 му́чеников в Неде́лю 3-ю посто́в, Крестопокло́нную».

27 Возможен также следующий порядок кондаков на 3-м и 6-м часах: на 3-м часе – кондак Триоди (Креста), на 6-м часе – кондак Богородицы (иконы). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 478–479.

28 Триодь Постная предписывает петь аллилуиарий Недели Крестопоклонной на 1-й глас (ср. с праздником Крестовоздвижения). Согласно Типикону и Апостолу, этот аллилуиарий должен петься на 8-й глас.