Страстна́я седмица. Великий Понедельник.

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Заха́рии монаха. Свт. Арте́мия, еп. Солу́нского1.

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и Петра Казанских.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Примечание. Служба предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы переносится с Великого Понедельника (24 марта) на великое повечерие в понедельник вечера 6-й седмицы Великого поста (см. 18 марта): «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в суббо́ту Ла́зареву, или́ Неде́лю ва́ий, или́ во еди́н от дне́й Страстны́я седми́цы, или́ Све́тлыя: тогда́ отда́ния Благове́щения не́сть, и пою́тся стихи́ры и кано́н попра́зднства, и Арха́нгела на повече́рии в мимоше́дших дне́х шесты́я неде́ли» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»). Данное предписание Типикона распространяется и на предпразднство Благовещения, если оно случится в означенное время (ср. 24 марта, последнее «зри»)2.

На вечерне – кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херуви́мех Носи́мый…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ве́твий и ва́ий…», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Стра́шно е́же впа́сти в ру́це Бо́га Жи́ва…».

«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон)3. Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную Страсть, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).

По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоко́вницы осужде́ние…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – вместо обычных тропарей и кондаков – кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…» (см. на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть…»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помо́лимся…».

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет…»), и поем «велегла́сно» тропарь, глас тот же: «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвала́ми (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).

«И о сподо́битися нам…». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся язы́ку, творя́щему плоды́ его»). После окончания Евангелия царские врата затворяются.

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию – ирмос трипеснца (оба лика вместе).

По 1-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…», и икос, глас тот же: «На рыда́ние ны́не приложи́м рыда́ние…». Поется ирмос 8-й песни: «Устраши́ся отроко́в…».

На 9-й песни – каждение («Честнейшую» не поем).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

Примечание. «Свети́лен самогла́сен, глаго́лется три́жды [ко́сно и со сладкопе́нием – ср.: Триодь Постная]: Черто́г Твой ви́жду… Пое́тся же пе́рвее посреде́ це́ркве канона́рхом еди́ножды. Та́же Сла́ва, на кли́рос; И ны́не, на други́й. И та́ко глаго́лем во всю седми́цу» (Типикон, гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех самогласны Триоди, глас 1-й и глас 5-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Го́споди, гряды́й к страда́нию…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».

«Благо есть…» (дважды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…»; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей пред царскими вратами: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Зау́тра услы́ши…» (со стихами). По «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня не поминаются).

Часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Примечание. «При часе́ 3-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, я́коже есть обы́чай, и собра́вшеся в це́рковь, пое́м 3-й час… И пое́м час 6-й… Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы… И пое́м Блаже́нны: Во Ца́рствии Твое́м: по обы́чаю… Присовокупля́ем же и вече́рню» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»).

Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9-м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…».

Особенности часов

в первые три дня Страстно́й седмицы

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Перед чтением 3-го часа посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом кадит окрест Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, лики, молящихся и весь храм. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м часе.

Примечание. «И а́бие укра́шену анало́гию, положа́т на нем верху́ свято́е Четвероева́нгелие, и двема́ лампа́дома возжже́ннома. Всем же стоя́щим открове́нными глава́ми. Свяще́нник же кади́т храм весь, и бра́тию. А на 6-м часе́ кади́т то́кмо Ева́нгелие. На 9-м же часе́ Ева́нгелие кади́т, и храм весь, и бра́тию. И та́ко чтет Ева́нгелие» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Понедельник…»).

Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.

Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м – после паримии Триоди и 2-го прокимна Триоди. Всех евангельских чтений – 9. Евангелие от Матфея читается в два приема, т. е. на 3-м и 6-м часах в понедельник. Евангелие от Марка также в два приема – в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки читается в три приема, т. е. во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, а до 1-го Евангелия Страстей («Ны́не просла́вися Сын Челове́ческий…») – первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м.

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподо́битися нам слы́шанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподо́битися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподо́битися нам…», и далее порядок тот же.

После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:

Понедельник

На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12).

На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20).

На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16).

Вторник

На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20).

На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39).

На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18).

Среда

На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53).

На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36).

На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32).

Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее4, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:

Понедельник

На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25).

На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46).

На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13).

Вторник

На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13).

На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30).

На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).

Среда

На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42).

На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18).

На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32).

Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник5 Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.)

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.

Примечание. Служба совершается по 13-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благове́щения], а́ще случи́тся в Вели́кий Вто́рник».

На вечерне во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой).

Кафизмы нет6 (перенос Св. Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»).

Примечание. Вечерня совершается «без кафи́змы и без покло́нов»7 (Типикон, 25 марта).

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й и глас 5-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 5, и Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Сове́т преве́чный…» (дважды), «Явля́ешися Мне, яко челове́к…» (дважды), «Бог иде́же хо́щет…»). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, и у́зриши блага́я Иерусали́ма», стих: «Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Его́»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во имя Госпо́дне», стих: «Мно́жицею бра́шася со мно́ю от ю́ности моея́». Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков…»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го…»; 3-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом…»).

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, про́сти, услышим…» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие – Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня на отпусте не поминаются).

Примечание. «На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). Ради наступающего праздника Благовещения Пресвятой Богородицы «на трапе́зе же пие́м вино́» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным. В полу́нощи же Вели́кия Суббо́ты оставля́ти пост, боже́ственным евангели́стом, Матфе́ю и Луце́, о́вому у́бо по́зде в суббо́ту глаго́ланием, о́вому же у́тром глубо́ким ме́длемое на́м но́щи напису́ющим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).

Сноски:

1 Прп. Заха́рия и свт. Арте́мий, еп. Солу́нский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

2 Ср.: Богослужебные указания на 1950 год для священно-церковнослужителей. М., 1949. С. 138; Богослужебные указания на 1953 год для священно-церковнослужителей. М., 1952. С. 145; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 93.

3 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поско́ру глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»).

4 См. об этом 17 февраля, в понедельник 2-й седмицы Великого поста.

5 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 614), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с Великим Вторником отпуст на изобразительных не произносится (см. ниже).

6 «В понеде́льник ве́чера, кафи́змы не глаго́лем» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

7 По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних… 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую… 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Господи и Владыко… и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по Честне́йшую Херуви́м… 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою Го́споди и Влады́ко живота́ моего́ Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).