Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Перенесение мощей свт. Ники́фора, патриарха Константинопольского.

Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (свт. Ники́фора, патриарха Константинопольского).

Повечерие великое (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Святая…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – поется служба прп. Венеди́кта (с 14 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы не поется, так как заменяется заупокойным.

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…» (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня начинается обычным порядком (см. 6 марта).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»1, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Го́споди»; 2-й – «Па́мять их в род и род»; 3-й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся». Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Яко до́брии во́ини…», «Ра́нами святы́х…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» [или стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»] – «Му́ченики Христо́вы…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…» – «Сме́ртную держа́ву…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…» (см. по 1-м стихословии).

По седальнах сразу2 (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму)3, разделяя на две части (статии́), с припевом к 1-й: «Благослове́н еси, Господи, научи́ мя оправда́нием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…» и «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х…»4.

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом5; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды6.

Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ мо́лимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

Вторая статия́ 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спа́се, спаси́ мя»7. В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива́ бу́дет душа́ моя…» и «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее…».

Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик…», с припевом «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твоим»8. Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ве́дении и не в ве́дении, Человеколюбче»9, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 1010.

В храме святого – канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.

Библейские песни Ирмология по великопостному разделу.

Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами).

Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца.

По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак святителя, глас 1-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», и икос, глас тот же.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа.

Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 1-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»11.

В Постной Триоди (см. в субботу 2-ю поста) приводится следующий устав пения светильнов: «Не́бо звезда́ми украси́вый…». «Слава» – «Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй…», «И ныне» – Богородичен: «Сла́дость а́нгелов…». Однако такое указание не соответствует Типикону (см. гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени») и Октоиху (см. Приложение – «Светильны дневнии во всю седмицу»).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 1-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Де́лом, Спа́се мой, явля́еши…», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…».

«Тебе слава подобает…» не произносится, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Стихиры на стиховне Октоиха («покойны гласа»12; со своими, заупокойными, стихами), глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Христа́ умоли́…».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

После сугубой ектении «Помилуй нас, Боже…» – иерей: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь». «Утверди́, Боже…», и сразу 1-й час.

На часах – тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упоко́й…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 6.

По входе – тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы и заупокойные.

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Сноски:

1 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

2 Устав предписывает после седальнов «чте́ние в Шестодне́ве Златоу́стове» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»), которое в современной практике, как правило, опускается.

3 «Та́же Блаже́ни непоро́чнии пое́м на глас 5-й, с припе́вы: Благослове́н еси, Го́споди… Разделя́ем на две статии́. Иере́й же кади́т посреди́ кафи́змы, и твори́т ектению́ о усо́пших» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).

4 О священнодействиях иерея и диакона см. в субботу мясопустную (21 февраля). Каждение – так же, как в субботу мясопустную.

5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

6 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

7 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

8 Во время тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

9 Пение окончания седальна на «Славу» указывается в Триоди Постной; Типикон в последовании субботы 2-й седмицы Великого поста умалчивает об этом: «Та́же седа́лен, глас 5-й: Поко́й, Спа́се наш… Сла́ва, и ны́не: От Де́вы возсия́вый…» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).

10 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).

11 В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало, поэтому светильны 6-го гласа в субботу исполняются следующим образом: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный» [или: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный», – ср.: Триодь Постная]; «Слава, и ныне» – Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, низпосли́ душа́м на́шим свет Твой присносу́щный».

12 «На стихо́вне ме́ртвены стихи́ры господи́на Феофа́на, прилучи́вшагося гла́са. Слава, и ныне – Богоро́дичен» (Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 2-ю посто́в на у́трени»).