Среда 4-й седмицы, Крестопоклонной. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Заха́рии монаха. Свт. Арте́мия, еп. Солу́нского1.

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и Петра Казанских.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по 1-й Марковой главе Типикона под 24 марта: «А́ще случи́тся предпра́зднство Благове́щения в сре́ду 4-ю посто́в, е́же есть Крестопокло́нную»2.

На великом повечерии во вторник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора, иже в Перги́и (с 21 апреля)3.

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 1 марта; особенности его см. 3 марта).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 3-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».

Каноны:

1-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон Креста (Триоди) со ирмосом на 64 и предпразднства на 4.

3-я, 8-я и 9-я песни – канон Креста (Триоди) со ирмосом на 45, предпразднства на 2 («по два тропаря́ за еди́н») и трипеснцы на 8.

Библейские песни – великопостные6.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия – по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца, а по 6-й – ирмос канона предпразднства).

По 3-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло спасе́ния…»; седален Креста (Триоди), глас 6-й (по выбору). «Слава, и ныне» – седален предпразднства (по выбору).

По 6-й песни – кондак и икос Креста (Триоди), глас 7-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни может петься «Достойно есть»7. Светилен Троичен гласа (в данном случае – 3-го)8.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди (Креста), глас 4-й – 4 (см. во вторник 4-й седмицы поста вечером на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Влады́ка тва́ри…» (см. во вторник 4-й седмицы поста вечером на «Господи, воззвах»), «И ныне» – предпразднства Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…» (см. в Минее 24 марта, на «Господи, воззвах»).

Примечание. Устав умалчивает о песнопениях на «Славу», и на «И ныне» хвалитных стихир, указывая лишь, что «на хвали́тех стихи́ры Креста́, пи́саны на Го́споди, воззва́х, оста́вшия» (см. Типикон, 24 марта, 1-я Маркова глава). В этой связи возможны различные варианты завершения хвалитных стихир песнопениями Триоди (Креста) и/или предпразднства Благовещения (по усмотрению настоятеля или уставщика).

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет…». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – Триоди (Креста), глас тот же: «Преполови́вше пучи́ну воздержа́ния…», «И ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 1 марта).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с покло́ны, по обы́чаю». В 1-й Марковой главе Типикона под 24 марта указывается, что «на 1-м часе́ быва́ет поклоне́ние Креста́, по обы́чаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием, но с учетом особенностей среды 4-й седмицы поста (поклонение Кресту на 1-м часе и чтение на часах и изобразительных по «Отче наш…» кондака Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…»).

На 1-м часе – кафизма 2-я. Чин поклонения Честно́му Кресту на 1-м часе совершается точно так же, как в понедельник (см. примечание 22 марта).

На 3-м часе – кафизма 3-я. На 6-м часе – кафизма 4-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 5-я.

На часах по «Отче наш…» – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…»9.

Изобразительны совершаются по великопостному чину.

Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием, но с учетом особенностей среды 4-й седмицы поста (чтение по «Отче наш…» кондака Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…»).

Кондаки на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…»; «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло спасе́ния…».

Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 3 марта.

На вечерне во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой).

Кафизмы нет (перенос Св. Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»).

Примечание. Вечерня совершается «без кафи́змы и без покло́нов»10 (Типикон, 25 марта).

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 4-й: «Пост, благи́х хода́тай…», ин самогласен Триоди, глас 5-й: «В та́йне доброде́тели де́лающии…» (см. в среду 4-й седмицы поста вечером)11, подобны Триоди, глас 1-й: «Поста́ водо́ю…», «Апо́столов похвало́…», и глас 7-й: «Днесь Кресту́ Госпо́дню…»; и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Сове́т преве́чный…» (дважды), «Явля́ешися Мне, яко челове́к…» (дважды), «Бог иде́же хо́щет…»). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Днесь неприкоснове́нный существо́м…» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Благослове́н Госпо́дь Бог…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Мне же прилепля́тися Бо́гови…», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков…»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го…»; 3-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом…»).

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).Примечание. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения).

Примечание. «Ве́домо же да бу́дет и сие́, я́ко в сию́ средопо́стную сре́ду на трапе́зе не досто́ит разреша́ти на еле́й и вино́, я́ко па́че день пла́ча есть, а не ра́дости: поне́же и Бог Госпо́дь не пое́тся на у́трени в сию́ сре́ду, но Аллилу́иа» (Типикон, гл. 49, «В среду 4-я седмицы… вечера»). Ради наступающего праздника Благовещения Пресвятой Богородицы «на трапе́зе же разреша́ем на вино́ и еле́й, в ки́йлибо день случи́тся, во славу Пресвяты́я Богоро́дицы» (Типикон, 25 марта).

Сноски:

1 Прп. Заха́рия и свт. Арте́мий, еп. Солу́нский, упоминаются Типиконом, но в Минее службы им нет.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 586–596.

3 Там же. С. 644.

4 Устав (см.: Типикон, 24 марта, 1-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Креста (Триоди). Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592), в данном случае ирмос канона Креста (Триоди) должен петься дважды.

5 См. предыдущую сноску.

6 В песнях без трипеснцев начальные стихи Песней Священного Писания не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса (при двукратном его исполнении) или после ирмоса и 1-го тропаря (при однократном исполнении ирмоса), с надписи «на 8» (всего на 10).

7 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

8 Особый ексапостиларий Креста (из Триоди): «Преполове́нием посто́в…», и Крестобогородичен: «Безневе́стная и Всечи́стая…», которые указаны Типиконом в среду 4-й седмицы поста и, согласно Триоди, должны петься после обычного светильна гласа, в данном случае опускаются (ср.: Типикон, 24 марта, 1-я Маркова глава).

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 594.

10 По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних… 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую… 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Господи и Владыко… и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по Честне́йшую Херуви́м… 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою Го́споди и Влады́ко живота́ моего́ Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).

11 Мученичен Триоди, глас 5-й: «Несы́тною любо́вию души́…», опускается.