Среда
3-й седмицы
.
Сщмч. Феодота,
еп. Кирин
ейского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Держ
авная».

Свт.
Арс
ения,
еп. Тверского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Совершается великопостное
богослужение в соединении со службой
с
щмч. Феодота,
еп. Кирин
ейского
(А).
Приводим также порядок совершения
полиелейной службы
1
в честь иконы Божией
Матери, именуемой «Державная»

(Б)2.

А. На
великом повечерии

во вторник вечером – канон Богородицы
(Октоиха)
и служба
прп. Марии
Ег
ипетской
(с 1 апреля).

Полунощница,
утреня и часы с изобразительными.

Подробное изложение общего порядка
богослужения см. 14 февраля; особенности
его см. 16 февраля
.

На утрене – кафизмы
19-я, 20-я и 1-я. На 1-м часе – кафизма 2-я; на
3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма
4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я.

Подробное
изложение порядка богослужения
вечерни
в соединении с
Литургией
Преждеосвященных Даров
см.
16 февраля
.

На вечерне –
кафизма 18-я.

Б. На
великом повечерии
во
вторник вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь
Богородицы
(иконы), глас 4-й (единожды)
.

По 2-м Трисвятом – тропари обычные:
«Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – канон
Богородицы (Октоиха), служба с
щмч.
Феод
ота,
еп. Кирин
ейского
(с 2 марта) и
служба
прп. Марии Ег
ипетской
(с 1 апреля)
.

По 3-м Трисвятом – кондак
Богородицы (иконы), глас 8-й

(вместо «Господи Сил…»).

По «Честнейшую Херувим…» –
возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва
прп. Ефрема Сирина (с тремя великими
поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи,
помилуй» (12) не читаются. Окончание
службы как в малом повечерии. Отпуст
малый (но не «Владыко Многомилостиве…»),
и прощение от священника (по обычаю).

На
полунощнице

кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую
Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина
(с тремя великими поклонами).

Утреня. По
возгласе «Благословен Бог наш…» –
чтец: «Приид
ите,
поклон
имся…»
(трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на
которых совершается каждение всего
храма).

На «Бог Господь» – тропарь
Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды).
«Слава, и ныне» – тот же тропарь
.

Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я.

По 1-м стихословии – малой
ектении нет. Седален Триоди, глас 3-й:
«Др
евом
увяд
ил
еси…» (см. по 2-м стихословии). «Слава»
– тот же седален, «И ныне» – Крестобогородичен
Триоди, глас тот же: «Пон
осную,
Щ
едре,
смерть…».

По 2-м стихословии – малой
ектении нет. Седален Триоди, глас 2-й:
«Св
етлую
преход
яще
п
остную
трап
езу…»
(см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот
же седален, «И ныне» – Крестобогородичен
Триоди, глас тот же: «Д
ева
и М
ати
Тво
я,
Христ
е…».

По 3-м стихословии – малая
ектения. Седален
Богородицы
(иконы; по выбору, см. по 1-м стихословии)
.
«Слава, и ныне» – седален
Богородицы
(иконы; по выбору, см. по 2-м стихословии)
.

Полиелей. Величание Богородицы
(иконы)
и избранный
псалом. Седален
Богородицы
(иконы)
по полиелее,
глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен
Богородицы
(иконы)
, глас 4-й: «Помяну
имя
Тво
е
во вс
яком
р
оде
и р
оде»
(со стихом). Евангелие Богородицы. По
50-м псалме: «Слава» – «Молитвами
Богородицы…». Стихира
Богородицы
(иконы)
, глас 6-й.
Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…»,
«Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию
и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Каноны:

1-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни –
Богородицы (иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы
по дважды)
3.

3-я, 8-я
и 9-я песни – Богородицы (иконы) со ирмосом
на 6 (ирмосы по дважды)
4
и трипеснцы Триоди на 8
5.

Библейские песни в праздничной редакции
– «Поем Господеви…».

Катавасия по 1-й, 4-й, 5-й, 6-й и
7-й песнях – «Отверзу уста моя…»; по
3-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго
трипеснца Триоди, глас 2-й.

По 3-й
песни

седален Богородицы (иконы). «Слава, и
ныне» – ин седален Богородицы (если
есть), или тот же седален.

По 6-й
песни

кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и
икос (если есть).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть»
не поется.
Светилен
Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин
светилен Богородицы (если есть), или тот
же светилен
.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные
псалмы.

На
хвалитех стихиры Богородицы (иконы),
глас 5-й – 4. «Слава, и ныне»

Богородицы (иконы).

Чтец: «Слава Тебе, показавшему
нам свет» («Тебе слава подобает…» не
произносится), и читается вседневное
славословие. Ектения: «Исполним утреннюю
молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди,
глас 2-й (с обычными припевами).
«Слава,
и ныне»

Богородицы (иконы), глас 6-й (
см.
по 50-м псалме; ср.: Типикон, 3-я Маркова
глава под 24 февраля
).

«Благо есть» (единожды).
Трисвятое. По «Отче наш» –
тропарь
Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды)
.
Ектения
сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей –
возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…».
Хор: «Аминь».

Примечание.
После
возгласа ектении: «Яко Милостив…» –
обычный возглас: «Премудрость», хор:
«Благослови», иерей: «Сый благослов
ен…».
Молитва: «Небесный Цар
ю…»
[или: «Утверд
и,
Боже…»]
6,
после чего – 3 великих поклона с молитвой
прп. Ефрема Сирина (ср.:
Никольский
К., прот.

Пособие к изучению Устава богослужения
Православной Церкви. С. 326).

Иерей
– молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя
великими поклонами). Чтец: «Аминь»
,
и сразу, без отпуста утрени, читается
1-й час
.

На 1-м
часе
– кафизма 2-я.
Тропарь
Богородицы
(иконы)
. Стихи часа:
«Стоп
ы
мо
я
напр
ави…»
и «Да исп
олнятся
уст
а
мо
я…»
– читаются
7.
По «Отче наш…» – кондак
Богородицы
(иконы)
. После возгласа:
«Боже, ущ
едри
ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с
тремя великими поклонами). (Конечное
Трисвятое не произносится.) Непосредственно
после поклонов иерей читает молитву:
«Христе, Свете Истинный…». По традиции,
поется общий кондак Божией Матери
«Взбранной Воев
оде…».
Отпуст великий, и многолетны.

Примечание.
«Егд
а
же по
ем
полиел
ей,
на час
ех
в камп
ан
не удар
яем»
(Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе
кафизма 3-я.
На 6-м часе
– кафизма 4-я; тропарь
пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди,
чтение паримии Триоди, 2-й прокимен
Триоди.
На 9-м часе
кафизма 5-я.
На всех часах
– тропарь
Богородицы
(иконы)
, по «Отче
наш…» – кондак
Богородицы
(иконы)
, конечный
возглас иерея – «Боже, ущ
едри
ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя
великими поклонами).

На
изобразительных
блаженны
8
«глаг
олем
поск
ору
без п
ения».

Кондаки:

В храме Господском и святого
– кондак храма. «Слава, и ныне» – кондак
Богородицы
(иконы)
.

В храме Богородицы – кондак
Богородицы
(иконы)
.

Чтец: «Господи, помилуй» (40),
«Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…»,
«Именем Господним…»; иерей – возглас:
«Боже, ущ
едри
ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя
великими поклонами). Молитва: «Всесвят
ая
Тр
оице…».
Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы:
«Достойно
есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего»
(включительно)
. Иерей:
«Пресвятая Богородице, спаси нас».
Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей:
«Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы:
«Слава, и ныне», «Господи, помилуй»
(трижды), «Благослови». Иерей произносит
отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».
Певцы – «Господи, помилуй» (трижды).
Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка
богослужения
вечерни
в соединении с
Литургией
Преждеосвященных Даров

см. 16 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На
«Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди
– 6: самогласен дня, глас 4-й: «Бл
удно
расточ
их…»
(дважды), мученичен, глас тот же: «Ж
ертвы
одушевл
енныя…»;
и подобны Триоди, глас 6-й: «С
олнца
м
ысленнаго…»,
«В стран
у
бл
удный
отш
ед
зл
обы…»,
и глас тот же: «Ап
остоли
Сп
асовы…»;
и стихиры Богородицы (иконы) – 4 (см. на
«Господи, воззвах» великой вечерни).
«Слава, и ныне» – Богородицы (иконы).

Вход с Евангелием. «Свете
Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди
(прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Упов
ах
на м
илость
Б
ожию…»,
со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот
же: «Внегд
а
возврат
ит
Госп
одь…»,
со стихом). По «Да исправится молитва
моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с
тремя великими поклонами). Малой ектении
нет.

Сразу после поклонов – обычные
возглашения, предваряющие, как на полной
Литургии, пение прокимна перед Апостолом
(диакон: «В
онмем»,
иерей: «Мир всем», чтец: «И д
ухови
твоем
у»,
диакон: «Прем
удрость»),
и поется прокимен, глас 3-й, песнь
Богородицы: «Вел
ичит
душ
а
Мо
я
Г
оспода…»
(со стихом).

Апостол, аллилуиарий и
Евангелие –
Богородицы
(иконы)
.

По прочтении Евангелия царские
врата затворяются. Ектения сугубая:
«Рцем вси…», и прочее последование
Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкусите
и в
идите…»,
и
Богородицы
(иконы)
: «Чашу
спас
ения
приим
у…».

На отпусте иерей в качестве
дневных святых поминает святых следующего
дня – м
чч. Евтропия,
Клеон
ика
и Васил
иска.

Примечание.
Канон рядовых святых (3 марта, мчч.
Евтр
опия,
Клеон
ика
и Васил
иска)
поется на утрене, а вечерние стихиры с
«Господи, воззвах» поются на хвалитех.
См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава,
4-е «зри».

Примечание.
«По отп
усте
же вх
одим
в трап
езу,
и яд
им
два вар
ения
с ел
еем,
и пи
ем
вин
о.
В ср
еду
же и пят
ок,
яд
им
два вар
ения
без ел
ея,
и пи
ем
вин
о»
(Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

1
Минея содержит две службы в честь иконы
Божией Матери, именуемой «Державная»:
1) «Пр
азднование
Пресвят
ей
Богор
одице
в честь чудотв
орныя
Е
я
ик
оны,
нариц
аемыя
“Держ
авная”»,
и 2) «
Ина
сл
ужба
явл
ению
ик
оны
Пресвят
ыя
Влад
ычицы
н
ашея
Богор
одицы
“Держ
авныя”».

2
При совершении богослужения следует
руководствоваться 11-й Марковой главой
Типикона под 24 февраля: «
Аще
ли случ
ится
Обр
етение
честн
ыя
глав
ы
Предт
ечевы
в понед
ельник
2-я, ил
и
3-я, ил
и
4-я нед
ели
пост
ов»,
и 12-й Марковой главой Типикона под 24
февраля: «
Аще
ли случ
ится
Обр
етение
честн
ыя
глав
ы
Предт
ечевы
во ед
ин
от дней п
остных».

3
См.:
Розанов В.
Богослужебный Устав Православной
Церкви. С. 551.

4
Там же.

5
В каждой песни второго трипеснца после
Богородична приводится еще дополнительный
(5-й) тропарь, который не входит в счет.

6
Традиция, согласно которой вместо
молитвы «Небесный Царю…» поется:
«Утверди, Боже…», является допустимой.

7
См.:
Никольский К., прот.
Пособие к изучению Устава богослужения
Православной Церкви. С. 338–339.

8
Изобразительны начинаются с «Во Царствии
Твоем…».