Среда
3-й седмицы.
Сщмч. Феодота,
еп. Киринейского.
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная».
Свт.
Арсения,
еп. Тверского.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Совершается великопостное
богослужение в соединении со службой
сщмч. Феодота,
еп. Киринейского
(А).
Приводим также порядок совершения
полиелейной службы1
в честь иконы Божией
Матери, именуемой «Державная»
(Б)2.
А. На
великом повечерии
во вторник вечером – канон Богородицы
(Октоиха)
и служба прп. Марии
Египетской
(с 1 апреля).
Полунощница,
утреня и часы с изобразительными.
Подробное изложение общего порядка
богослужения см. 14 февраля; особенности
его см. 16 февраля.
На утрене – кафизмы
19-я, 20-я и 1-я. На 1-м часе – кафизма 2-я; на
3-м часе – кафизма 3-я; на 6-м часе – кафизма
4-я; на 9-м часе – кафизма 5-я.
Подробное
изложение порядка богослужения вечерни
в соединении с Литургией
Преждеосвященных Даров см.
16 февраля.
На вечерне –
кафизма 18-я.
Б. На
великом повечерии во
вторник вечером (без поклонов):
По 1-м Трисвятом – тропарь
Богородицы
(иконы), глас 4-й (единожды).
По 2-м Трисвятом – тропари обычные:
«Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – канон
Богородицы (Октоиха), служба сщмч.
Феодота,
еп. Киринейского
(с 2 марта) и служба
прп. Марии Египетской
(с 1 апреля).
По 3-м Трисвятом – кондак
Богородицы (иконы), глас 8-й
(вместо «Господи Сил…»).
По «Честнейшую Херувим…» –
возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва
прп. Ефрема Сирина (с тремя великими
поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи,
помилуй» (12) не читаются. Окончание
службы как в малом повечерии. Отпуст
малый (но не «Владыко Многомилостиве…»),
и прощение от священника (по обычаю).
На
полунощнице
кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую
Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина
(с тремя великими поклонами).
Утреня. По
возгласе «Благословен Бог наш…» –
чтец: «Приидите,
поклонимся…»
(трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на
которых совершается каждение всего
храма).
На «Бог Господь» – тропарь
Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды).
«Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я.
По 1-м стихословии – малой
ектении нет. Седален Триоди, глас 3-й:
«Древом
увядил
еси…» (см. по 2-м стихословии). «Слава»
– тот же седален, «И ныне» – Крестобогородичен
Триоди, глас тот же: «Поносную,
Щедре,
смерть…».
По 2-м стихословии – малой
ектении нет. Седален Триоди, глас 2-й:
«Светлую
преходяще
постную
трапезу…»
(см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот
же седален, «И ныне» – Крестобогородичен
Триоди, глас тот же: «Дева
и Мати
Твоя,
Христе…».
По 3-м стихословии – малая
ектения. Седален Богородицы
(иконы; по выбору, см. по 1-м стихословии).
«Слава, и ныне» – седален Богородицы
(иконы; по выбору, см. по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание Богородицы
(иконы) и избранный
псалом. Седален Богородицы
(иконы) по полиелее,
глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен
Богородицы
(иконы), глас 4-й: «Помяну
имя
Твое
во всяком
роде
и роде»
(со стихом). Евангелие Богородицы. По
50-м псалме: «Слава» – «Молитвами
Богородицы…». Стихира Богородицы
(иконы), глас 6-й.
Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…»,
«Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию
и щедротами…». Певцы: «Аминь».
Каноны:
1-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни –
Богородицы (иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы
по дважды)3.
3-я, 8-я
и 9-я песни – Богородицы (иконы) со ирмосом
на 6 (ирмосы по дважды)4
и трипеснцы Триоди на 85.
Библейские песни в праздничной редакции
– «Поем Господеви…».
Катавасия по 1-й, 4-й, 5-й, 6-й и
7-й песнях – «Отверзу уста моя…»; по
3-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго
трипеснца Триоди, глас 2-й.
По 3-й
песни –
седален Богородицы (иконы). «Слава, и
ныне» – ин седален Богородицы (если
есть), или тот же седален.
По 6-й
песни –
кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и
икос (если есть).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть»
не поется. Светилен
Богородицы (иконы). «Слава, и ныне» – ин
светилен Богородицы (если есть), или тот
же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные
псалмы.
На
хвалитех стихиры Богородицы (иконы),
глас 5-й – 4. «Слава, и ныне» –
Богородицы (иконы).
Чтец: «Слава Тебе, показавшему
нам свет» («Тебе слава подобает…» не
произносится), и читается вседневное
славословие. Ектения: «Исполним утреннюю
молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди,
глас 2-й (с обычными припевами). «Слава,
и ныне» –
Богородицы (иконы), глас 6-й (см.
по 50-м псалме; ср.: Типикон, 3-я Маркова
глава под 24 февраля).
«Благо есть» (единожды).
Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь
Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды).
Ектения
сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей –
возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…».
Хор: «Аминь».
Примечание.
После
возгласа ектении: «Яко Милостив…» –
обычный возглас: «Премудрость», хор:
«Благослови», иерей: «Сый благословен…».
Молитва: «Небесный Царю…»
[или: «Утверди,
Боже…»]6,
после чего – 3 великих поклона с молитвой
прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский
К., прот.
Пособие к изучению Устава богослужения
Православной Церкви. С. 326).
Иерей
– молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя
великими поклонами). Чтец: «Аминь»,
и сразу, без отпуста утрени, читается
1-й час.
На 1-м
часе – кафизма 2-я.
Тропарь Богородицы
(иконы). Стихи часа:
«Стопы
моя
направи…»
и «Да исполнятся
уста
моя…»
– читаются7.
По «Отче наш…» – кондак Богородицы
(иконы). После возгласа:
«Боже, ущедри
ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с
тремя великими поклонами). (Конечное
Трисвятое не произносится.) Непосредственно
после поклонов иерей читает молитву:
«Христе, Свете Истинный…». По традиции,
поется общий кондак Божией Матери
«Взбранной Воеводе…».
Отпуст великий, и многолетны.
Примечание.
«Егда
же поем
полиелей,
на часех
в кампан
не ударяем»
(Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).
На 3-м часе –
кафизма 3-я. На 6-м часе
– кафизма 4-я; тропарь
пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди,
чтение паримии Триоди, 2-й прокимен
Триоди. На 9-м часе –
кафизма 5-я. На всех часах
– тропарь Богородицы
(иконы), по «Отче
наш…» – кондак Богородицы
(иконы), конечный
возглас иерея – «Боже, ущедри
ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя
великими поклонами).
На
изобразительных
блаженны8
«глаголем
поскору
без пения».
Кондаки:
В храме Господском и святого
– кондак храма. «Слава, и ныне» – кондак
Богородицы
(иконы).
В храме Богородицы – кондак
Богородицы
(иконы).
Чтец: «Господи, помилуй» (40),
«Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…»,
«Именем Господним…»; иерей – возглас:
«Боже, ущедри
ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя
великими поклонами). Молитва: «Всесвятая
Троице…».
Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы:
«Достойно
есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего»
(включительно). Иерей:
«Пресвятая Богородице, спаси нас».
Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей:
«Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы:
«Слава, и ныне», «Господи, помилуй»
(трижды), «Благослови». Иерей произносит
отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…».
Певцы – «Господи, помилуй» (трижды).
Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка
богослужения вечерни
в соединении с Литургией
Преждеосвященных Даров
см. 16 февраля.
На вечерне – кафизма 18-я.
На
«Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди
– 6: самогласен дня, глас 4-й: «Блудно
расточих…»
(дважды), мученичен, глас тот же: «Жертвы
одушевленныя…»;
и подобны Триоди, глас 6-й: «Солнца
мысленнаго…»,
«В страну
блудный
отшед
злобы…»,
и глас тот же: «Апостоли
Спасовы…»;
и стихиры Богородицы (иконы) – 4 (см. на
«Господи, воззвах» великой вечерни).
«Слава, и ныне» – Богородицы (иконы).
Вход с Евангелием. «Свете
Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди
(прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Уповах
на милость
Божию…»,
со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот
же: «Внегда
возвратит
Господь…»,
со стихом). По «Да исправится молитва
моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с
тремя великими поклонами). Малой ектении
нет.
Сразу после поклонов – обычные
возглашения, предваряющие, как на полной
Литургии, пение прокимна перед Апостолом
(диакон: «Вонмем»,
иерей: «Мир всем», чтец: «И духови
твоему»,
диакон: «Премудрость»),
и поется прокимен, глас 3-й, песнь
Богородицы: «Величит
душа
Моя
Господа…»
(со стихом).
Апостол, аллилуиарий и
Евангелие – Богородицы
(иконы).
По прочтении Евангелия царские
врата затворяются. Ектения сугубая:
«Рцем вси…», и прочее последование
Литургии Преждеосвященных Даров.
Причастен: «Вкусите
и видите…»,
и Богородицы
(иконы): «Чашу
спасения
прииму…».
На отпусте иерей в качестве
дневных святых поминает святых следующего
дня – мчч. Евтропия,
Клеоника
и Василиска.
Примечание.
Канон рядовых святых (3 марта, мчч.
Евтропия,
Клеоника
и Василиска)
поется на утрене, а вечерние стихиры с
«Господи, воззвах» поются на хвалитех.
См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава,
4-е «зри».
Примечание.
«По отпусте
же входим
в трапезу,
и ядим
два варения
с елеем,
и пием
вино.
В среду
же и пяток,
ядим
два варения
без елея,
и пием
вино»
(Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).
1
Минея содержит две службы в честь иконы
Божией Матери, именуемой «Державная»:
1) «Празднование
Пресвятей
Богородице
в честь чудотворныя
Ея
иконы,
нарицаемыя
“Державная”»,
и 2) «Ина
служба
явлению
иконы
Пресвятыя
Владычицы
нашея
Богородицы
“Державныя”».
2
При совершении богослужения следует
руководствоваться 11-й Марковой главой
Типикона под 24 февраля: «Аще
ли случится
Обретение
честныя
главы
Предтечевы
в понедельник
2-я, или
3-я, или
4-я недели
постов»,
и 12-й Марковой главой Типикона под 24
февраля: «Аще
ли случится
Обретение
честныя
главы
Предтечевы
во един
от дней постных».
3
См.: Розанов В.
Богослужебный Устав Православной
Церкви. С. 551.
4
Там же.
5
В каждой песни второго трипеснца после
Богородична приводится еще дополнительный
(5-й) тропарь, который не входит в счет.
6
Традиция, согласно которой вместо
молитвы «Небесный Царю…» поется:
«Утверди, Боже…», является допустимой.
7
См.: Никольский К., прот.
Пособие к изучению Устава богослужения
Православной Церкви. С. 338–339.
8
Изобразительны начинаются с «Во Царствии
Твоем…».