Неделя 3-я Великого поста,
Крестопоклонная.
Глас 6-й.

Мчч.
42-х во Аммор
ее.

Иконы
Божией Матери, именуемой «Благод
атное
Небо».

Воскресная служба Октоиха совершается
вместе со службой Триоди.

Примечание.
Служба м
чч.
42-х во Аммор
ее
переносится на великое повечерие в
пятницу вечера (см. 5 марта).

После малой
вечерни
или, на практике,
непосредственно перед началом
всенощного
бдения
иерей совершает
перенос Креста на престол, как указано
накануне Крестовоздвижения (см. 14
сентября).

Примечание.
Перенос Креста с жертвенника на престол
совершается при пении тропаря Креста,
глас 1-й: «Спас
и,
Г
осподи,
л
юди
Тво
я…»,
и на «Слава, и ныне» – кондака Креста.
Типикон не уточняет, какой именно кондак
поется при переносе Креста с жертвенника
на престол в Неделю Крестопоклонную –
кондак, глас 4-й: «Вознес
ыйся
на Крест в
олею…»,
или кондак, глас 7-й: «Не ктом
у
пл
аменное
ор
ужие…».
Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о
том, что перенесение совершается «
якоже
предпис
ася
септ
емврия
в 13-й день, в
ечера»,
косвенным образом свидетельствует о
пении кондака Крестовоздвижения, глас
4-й: «Вознес
ыйся
на Крест в
олею…».
В старопечатной традиции прямо указывается
данный кондак
1.
Авторитетные богослужебные руководства
2
также предписывают петь кондак
Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознес
ыйся
на Крест в
олею…».
Однако в некоторых литургических
справочниках
3
указывается кондак Недели Крестопоклонной,
глас 7-й: «Не ктом
у
пл
аменное
ор
ужие…».

На великой вечерне
«Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры
на 10: воскресные, глас 6-й – 6, Триоди
(Креста), глас 5-й – 4. «Слава» – Триоди
(Креста), глас 3-й: «Христ
е
Б
оже
наш…», «И ныне» – догматик, глас 6-й:
«Кто Тебе не ублаж
ит…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава,
и ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зр
ящи
Тя тварь вся…».

На стиховне стихиры воскресные,
глас 6-й. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста),
глас 4-й: «Пособ
ивый,
Г
осподи,
кр
откому
Дав
иду…».

По Трисвятом – «Богородице
Дево…» (дважды), и тропарь Триоди
(Креста), глас 1-й: «Спас
и,
Г
осподи,
л
юди
Тво
я…»
(единожды).

На утрене
на «Бог Господь» – тропарь воскресный,
глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь
Триоди (Креста), глас 1-й: «Спас
и,
Г
осподи,
л
юди
Тво
я…»,
«И ныне» – Богородичен воскресный, глас
тот же: «Гаври
илу
вещ
авшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении.
Седальны воскресные
4.

Непорочны5
(на практике, заменяются на полиелей,
который совершается в алтаре, при этом
величание не поется). «Ангельский
собор…». Ипакои, степенны и прокимен –
гласа. Евангелие воскресное 6-е (по
традиции, читается в алтаре). «Воскресение
Христово видевше…». По 50-м псалме:
«Слава» – Триоди, глас 8-й: «Пока
яния
отв
ерзи
ми дв
ери…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же: «На спас
ения
стез
и…».
Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира
Триоди, глас тот же: «Мн
ожества
сод
еянных…».
(По обычаю, помазание елеем совершается
после выноса Креста.)

Каноны: воскресный со ирмосом
на 4 (ирмосы единожды), Богородицы
(Октоиха) на 2 и Триоди (Креста) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Триоди: «Божественнейший
прообраз
и…».

По 3-й песни – седален Триоди
(Креста), глас 6-й: «Крест Твой, Г
осподи…»,
стих: «Вознос
ите
Г
оспода
Б
ога
н
ашего…»
– ин седален Триоди (Креста), глас тот
же: «Днесь прор
оческое…».
«Слава» – ин седален Триоди (Креста),
глас тот же: «Т
окмо
водруз
ися
др
ево…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот
же: «Богор
одице
Д
ево…».

По 6-й песни – кондак Триоди
(Креста), глас 7-й: «Не ктом
у
пл
аменное
ор
ужие…».
Икос, глас тот же: «Три крест
ы
водруз
и…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь
Бог наш». Ексапостиларий воскресный
6-й. «Слава» – светилен Триоди (Креста):
«Крест Христ
ов
Честн
ый…»,
«И ныне» – Богородичен Триоди: «Др
еву,
на н
емже
Всеч
истая…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные,
глас 6-й – 4, и Триоди (Креста), глас 4-й

4 (со своими стихами и с повторением
первой стихиры
6),
затем стих: «Воскресн
и,
Г
осподи
Б
оже
мой…», и самогласен Триоди, глас 8-й:
«Высоком
удраго
р
азума…».
«Слава» – тот же самогласен Триоди, «И
ныне» – «Преблагословенна еси…».
Отверзаются царские врата.

Примечание.
Первые шесть хвалитных стихир поются
со стихами хвалитных псалмов, а последние
три – с дополнительными стихами (см. в
Триоди Постной и Типиконе): 1-й –
«Вознос
ите
Г
оспода
Б
ога
н
ашего,
/ и поклан
яйтеся
подн
ожию
н
огу
Ег
о,
яко
св
ято
есть»;
2-й – «Бог же, Царь наш пр
ежде
в
ека,
/ сод
ела
спас
ение
посред
е
земл
и»,
3-й – «Воскресн
и,
Г
осподи
Б
оже
мой, да вознес
ется
рук
а
Тво
я,
/ не заб
уди
уб
огих
Тво
их
до конц
а».

Великое славословие поется
«тихогласно». (Воскресный тропарь по
славословии не поется.) До пения
славословия (обычно во время канона или
хвалитных стихир) предстоятель облачается
во все священнические одежды (без чтения
соответствующих молитв
7).
После возгласа «Слава Тебе, показ
авшему
нам свет», приняв кадильницу, предстоятель
кадит престол и лежащий на нем Крест
три раза
окрест.
Затем на блюде, покрытом возд
ухом,
поднимает Крест на свою главу
8;
при пении последнего Трисвятого он в
предшествии двух свечей и кадила через
северные двери износит Крест из алтаря
и останавливается против отверстых
царских врат
9.
По окончании Трисвятого иерей возглашает:
«Премудрость, пр
ости»10.
Клир поет тропарь Триоди (Креста), глас
1-й: «Спас
и,
Г
осподи,
л
юди
Тво
я…»
(трижды). Иерей подходит к приготовленному
и поставленному напротив царских врат
(ниже амвона) аналою, полагает на него
блюдо с Крестом и кадит вокруг него
трижды, а по исполнении каждения трижды
поет: «Кресту Твоему поклан
яемся,
Владыко…». Это песнопение трижды
повторяют певцы, и совершается целование
Креста
11.
При этом поются особые стихиры Триоди
на поклонение Кресту, глас 2-й и глас
8-й: «Приид
ите,
в
ернии…»
и др. Обычные ектении (сугубая: «Помилуй
нас, Боже…»; просительная: «Исполним
утреннюю молитву…», молитва
главопреклонения) и отпуст: «Воскрес
ый
из мертвых, Христос, Истинный Бог наш,
молитвами Пречистыя Своея Матере, силою
Честн
аго
и Животвор
ящаго
Креста…».

Перед 1-м часом на «Слава, и
ныне» – стихира евангельская 6-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава»
– тропарь Триоди (Креста). Кондак Триоди
(Креста).

Литургия свт.
Василия Великого.

На проскомидии заготовляется
три Агнца – для вторника, среды и пятницы.

Блаженны гласа – 6, и Триоди
(Креста), песнь 3-я (так по Триоди; по
Типикону ­– песнь 6-я) – 4.

На входе – «…Воскресый
из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь
Триоди (Креста). «Слава, и ныне» – кондак
Триоди (Креста).

Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…».

Прокимен и аллилуиарий12
– Недели Крестопоклонной.

Апостол и Евангелие – Недели
Крестопоклонной.

Вместо «Достойно» – «О Тебе
радуется…».

Причастен – Недели
Крестопоклонной: «Зн
аменася
на нас свет лиц
а
Твоег
о,
Г
осподи».

Примечание.
«На
трап
езе
же учрежд
аемся,
якоже
указ
ася
в 1-ю Нед
елю
Правосл
авия»
(Типикон, гл. 49, «Нед
еля
тр
етия
свят
ых
пост
ов…»).

Примечание.
Устав не уточняет, где должен находиться
аналой –
четвероножец
со святым Крестом до отнесения Креста
обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной
седмицы. В праздник Воздвижения, когда
Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю
поста, износится на середину храма для
поклонения, сказано определенно: “И по
сконч
ании
целов
ания
Честн
аго
Крест
а,
поставл
яется
анал
огий
с Честн
ым
Крест
ом
о десн
ую
стран
у
ц
арских
двер
ей,
и т
амо
сто
ит,
д
ондеже
пр
аздник
отд
астся”
(Типикон, 14 сентября).

В
«Богослужебных указаниях на 1957 год»
(с. 99) сказано, что это предписание
Типикона «применить в данном случае
нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной
неделе, кроме воскресенья, положено еще
3 поклонения, чего в попразднство
Воздвижения не бывает, и поклонение
всякий раз совершается по чину Недели:
“якоже и в Неделю по написанному образу”
(Типикон, Неделя Крестопоклонная,
вечера), то есть с каждением “от четырех
стран”. Последнее возможно только в
том случае, если Крест будет оставаться
на середине храма до пятницы».

Однако
«Богослужебные указания на 1958 год» (с.
79–81), а вслед за ними и «Настольная книга
священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают,
что предписание Устава относительно
места нахождения Креста в попразднство
Воздвижения применимо и к Крестопоклонной
седмице. Основываясь на древних Соборных
чиновниках (Холмогорского, Новгородского
и Московского Успенского соборов),
«Богослужебные указания на 1958 год» и
«Настольная книга священнослужителя»
предлагают вариант, по которому Крест
пребывает «о десную страну царских
дверей» (как говорит Типикон 14 сентября),
а «на поклонение в понедельник, среду
и пяток святой Крест износится с этого
места на середину священником».

Принимая
во внимание аргументацию «Богослужебных
указаний на 1957 год», а также сложность
священнодействий, связанных с изнесением
Креста для поклонения на середину (см.
примечание 7 марта), допустимо в тех
храмах, где трудноисполнимы рекомендации
«Настольной книги священнослужителя»
и «Богослужебных указаний на 1958 год»,
оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы
(до пятницы) на середине храма и туда
исходить священнику для совершения
поклонения Честному Кресту.

1
См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207
об.; Устав. М., 1641. Л. 973;
Сырников
Н. С.
Ключ к Церковному
Уставу. М., 1910. Л. 70.

2
Ср.:
Розанов Н., прот.
Руководство для лиц, отправляющих
церковные богослужения… М., 1901. С. 140;
Богослужебные указания [на 1949–1957 год]
для священно-церковнослужителей. М.,
1948–1956.

3
Ср.: Богослужебные указания на 1958 год
для священно-церковнослужителей. М.,
1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя.
М., 2001
р.
Т. 4. С. 539.

4
По первом стихословии на «Слава, и ныне»
– Богородичен воскресный 6-го гласа:
«Благослов
енную
нарек
ий…».

5
118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й
глас, независимо от недельного гласа,
и сразу после него тропари «Ангельский
собор…». В приходской практике вместо
Непорочных на воскресных всенощных
бдениях обычно поется полиелей.

6
Первая стихира Триоди (Креста) повторяется
после стихиры «Ц
еркве
утвержд
ение…»
и поется в качестве четвертой стихиры
(со стихом: «Бог же, Царь наш…»).

7
Молитвы на каждый элемент облачения
иерей читает только перед совершением
полной Литургии. В остальных случаях,
когда Устав или богослужебная практика
предусматривает облачение во все
священнические одежды (Литургия
Преждеосвященных Даров; изнесение
Креста в Неделю Крестопоклонную, 1
августа и на Крестовоздвижение; вечерни
Великой Пятницы и 1-го дня Пасхи, на
утрене Великой Субботы и т. д.), иерей
соответствующих молитв не произносит.

8
По установившейся практике, после
троекратного каждения престола (с
лежащим на нем Крестом), во время пения
хором «Святый Боже…» в конце славословия,
все духовенство в алтаре совершает три
земных поклона, а потом уже настоятель
возлагает Крест на свою главу.

9
В некоторых храмах есть обычай обносить
Крест по периметру храма с пением
погребального «Святый Боже…», но лучше
в этом вопросе следовать Типикону.

10
Обычно во время возглашения «Премудрость,
прости» служ
ащий
священник начертывает Крестом крестное
зн
амение
в царских вратах.

11
Обычно во время целования Креста
совершается пом
азание
освященным елеем.

12
Триодь Постная предписывает петь
аллилуиарий Недели Крестопоклонной
на 1-й глас (ср. с праздником
Крестовоздвижения). Согласно Типикону
и Апостолу, этот аллилуиарий должен
петься на 8-й глас.