Пятница 4-й седмицы, Крестопоклонной.
Мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Совершается служба Триоди (Креста).
На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска (с этого дня).
Примечание. Стихиры на «Господи, воззвах» мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска (см. в Минее 3 марта) не переносятся на повечерие, поскольку, согласно указаниям Постной Триоди, они поются на вечерне в четверг вечера (см. примечание 2 марта, вариант А). Если 2 марта, в четверг 4-й седмицы, совершалась полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б), то стихиры с «Господи, воззвах» мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска (см. в Минее 3 марта) переносятся на великое повечерие в четверг вечером.
На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Поется канон Креста и трипеснцы (ср.: 1 марта, примечание 1). По 9 песни – светилен гласа. Канон рядовой службы Минеи поется на повечерии.
На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет.
На часах и на изобразительных – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».
В конце изобразительных совершается чин поклонения Кресту.
Примечание. Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а по совершении часов, т. е. после того, как прочитаны будут присоединяемые к 9-му часу молитвословия из последования изобразительных. Таким образом, чин поклонения Кресту в пятницу следует совершать после молитвословий, которыми оканчиваются часы с изобразительными, т. е. после молитвы прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), конечного Трисвятого, «Господи, помилуй» (12) и молитвы «Всесвятая Троице…». Именно это имеет в виду Триодь Постная, когда говорит: «И быва́ет крестопоклоне́ние по отпе́тии часо́в по после́днем Трисвято́м» (чин поклонения Кресту см. 27 февраля). Также существует практика совершать поклонение Кресту после отпуста изобразительных1 (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 82).
После поклонения иерей берет Честно́й Крест и вносит его в святой алтарь (через царские врата, в преднесении кадила и свечи), а оттуда в сосудохранительницу.
Далее обычное (для среды и пятка) окончание изобразительных. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 8 февраля.
Примечание. В субботу, 4 марта, может совершаться полиелейная служба в честь блгв. вел. кн. Дании́ла Московского (ср.: Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 13-я Маркова глава). В этом случае заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется.
Если в субботу 4-й седмицы (4 марта) будет совершаться заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Гера́сима, иже на Иорда́не) (вариант А):
На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 7-й: «Страсте́м порабо́тив…» (дважды), мученичны Октоиха, глас тот же – 4 (1-й: «Му́ченицы тьму безбо́жия прогна́ша…», 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…»), и стихиры Минеи, глас 8-й – 4 (с 4 марта, прп. Гера́сима, иже на Иорда́не; первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас 7-й: «По о́бразу Твоему́…», или: «Упоко́й, Спа́се наш…» (см. в стихирах на стиховне в пяток вечера; по выбору), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ма́ти у́бо…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасы́й Изра́иля, вонми́…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Ра́дуйтеся Бо́гу…», со стихом). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
Если в субботу 4-й седмицы (4 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь блгв. вел. кн. Дании́ла Московского2 (вариант Б)3:
На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 7-й: «Страсте́м порабо́тив…» (дважды), мученичны Октоиха, глас тот же – 4 (1-й: «Му́ченицы тьму безбо́жия прогна́ша…», 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…»), и стихиры благоверного князя – 4 (с 4 марта, блгв. вел. кн. Дании́ла Московского). «Слава» – благоверного князя, «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Пасы́й Изра́иля, вонми́…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Ра́дуйтеся Бо́гу…», со стихом); и паримии благоверного князя – 3 (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
_______________________________________________________________
1 «И по отпусте часов бывает поклонение Честному Кресту, поющим нам стихиры самогласны, якоже прежде изъявися: и взимается иереем Честный Крест, и относится во святый олтарь» (Типикон, 49-я глава, «В пяток же тоя [4-я] седмицы»).
2 Минея содержит две службы в честь блгв. вел. кн. Даниила Московского.
3 При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов». Ср.: Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава.