Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Глас 1-й.
Прп. Феофа́на исп., Сигриа́нского. Свт. Григо́рия Двоесло́ва, папы Римского. Прп. Симео́на Нового Богослова. Прп. Феокти́ста Сербского.
Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера1.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.
Примечание. Служба прп. Феофа́на исп., Сигриа́нского, переносится на великое повечерие во вторник вечера (см. 8 марта).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и Триоди (прп. Марии Египетской), глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (прп. Марии Египетской), глас 4-й: «Очудотвори́, Христе́, Креста́ Твоего́ си́ла…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных.
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди (прп. Марии Египетской), глас 2-й: «Душе́вная ловле́ния…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди рожде́йся…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.
Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Поми́луй мя, Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о богатом и Лазаре) на 4 и 2-й (прп. Марии Египетской) на 4.
Примечание. «Кано́ны 3: воскре́сный с Богоро́дичным на 6: и Трио́ди на 4, глас 8-й: и преподо́бныя на 4, глас 6-й» (Типикон, гл. 49, «В Неде́лю 5-ю святы́х посто́в»). Данное предписание Устава при буквальном прочтении может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о богатом и Лазаре) на 4 и 2-го (прп. Марии Египетской) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), глас 3-й: «Блуда́ми пе́рвее…», и икос, глас тот же: «А́гницу Христо́ву…»; седален Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «Взыгра́ния вся…». «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная врата́ и ковче́г…».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Марии Египетской): «О́браз покая́ния…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Сла́досте А́нгелов…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8; затем стих: «Воскресни́, Господи, Боже мой…», и самогласен Триоди, глас тот же: «Несть Ца́рство Бо́жие пи́ща и питие́…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 9-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). Кондаки Триоди (прп. Марии Египетской) и воскресный читаются попеременно.
Литургия свт. Василия Великого.
На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.
Блаженны гласа – 8.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен – воскресный рядового гласа (со стихом), и прп. Марии Египетской, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святых Своих…».
Апостол и Евангелие – Недели 5-й Великого поста и прп. Марии Египетской.
Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – преподобных жен общий, глас 1-й: «Терпя́, потерпе́х Го́спода, и внят ми, и услы́ша моли́тву мою́»)4.
Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется…».
Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и прп. Марии Египетской: «В па́мять ве́чную…».
Примечание. «На трапе́зе же учрежда́емся, я́коже и в пре́ждних Неде́лях» (Типикон, гл. 49, «В Неде́лю 5-ю святы́х посто́в»).
______________________________________________________________________
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341).
2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».
3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 474.