3. Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная» (с 2 марта).
Мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска.
Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А).
Примечание. На этот день с пятницы, 2 марта, может быть перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).
Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой1 в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (Б).
А. Повечерие великое без поклонов:
По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» поется служба прп. Кассиа́на Ри́млянина (см. в Минее 29 февраля), рядовая служба Минеи (с 3 марта; мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска)2, а также – заупокойный канон Октоиха, 8-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)3.
Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.
На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 16-я и 17-я4.
После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 8-й.
После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)
Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8.
Библейские песни: «Господеви поем…» или «Поем Господеви…».
Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»5. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день6. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»7. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…».
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.)
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».
По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т, / яко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится», 2-й: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, / во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т»). «Слава» – вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ молитвы…» (см. прил. 2-е, «В субботу у́тра»).
По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди).
Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора.
Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю8, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).
Б. Повечерие великое без поклонов:
По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 8-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)9, а также – служба прп. Кассиа́на Ри́млянина (см. в Минее 29 февраля) и рядовая служба Минеи (с 3 марта; мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска)10.
Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.
На «Бог Господь» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.
Кафизмы 16-я и 17-я11.
После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Богородицы (иконы) (по 1-м и по 2-м стихословии)12.
После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.
Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избра́нный псалом. Седален Богородицы (иконы) по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де» (со стихом). Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы (иконы), глас 6-й.
Каноны: Богородицы (иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)13 и вмч. Феодора (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»14. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день15. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»16. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви…»17.
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
По 3-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Богородицы (иконы). «Слава» – седален вмч. Феодора, глас 8-й (по выбору)18, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же, или ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален Богородицы.
По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (иконы). «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди или ин светилен Богородицы (если есть), или тот же светилен Богородицы.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Богородицы (иконы), глас 5-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 319. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…», или Богородицы (иконы).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й.
На часах – тропарь Богородицы (иконы). «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки Богородицы (иконы) и вмч. Феодора читаются попеременно20.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны Богородицы (иконы), песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки21:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы (иконы), тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).
В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы), тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).
В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) и вмч. Феодора.
Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и Богородицы (иконы).
Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю22, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).
1 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”».
2 О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 17 февраля (примечание на повечерии).
4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).
5 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.
6 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов».
7 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.
8 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).
9 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 17 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого.
10 О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.
13 Там же.
14 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.
15 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов».
16 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.
17 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.
18 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак Богородицы (иконы), глас 8-й, и икос (если есть); седален Богородицы (иконы), седален вмч. Феодора, глас 8-й; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же, или ин седален Богородицы (если есть), или тот же седален Богородицы.
19 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается.
20 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.
21 Там же. С. 566.
22 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).