24. Понедельник 6-й седмицы. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских.

Служба совершается по главе Типикона: «Аще случится предпразднство Благовещения в понедельник 4-я, или 5-я, или 6-я недели постов» (см. Типикон, 24 марта, 6-е «зри»).

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 16 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас тот же – 3, и предпразднства, глас 4-й – 3 (см. в службе Минеи 24 марта). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2-й: «Благовествует Гавриил…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние…», со стихами (по обычаю).

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше…» (см. на стиховне утрени).

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 16 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (с 11 апреля).

Примечание. Канон Богородицы не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

По Трисвятом – кондак предпразднства, глас 8-й1.

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 17 февраля).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха и Троичны гласа.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й2.

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592), каноны поются следующим образом: в 1-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8; в 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни – великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца, а по 3-й и 6-й – ирмосы канона предпразднства).

По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго…». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь…».

По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало…». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни может петься «Достойно есть»3. Светилен Троичен гласа.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше…».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 17 февраля).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с поклоны, по обычаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы).

На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я.

Изобразительны совершаются по великопостному чину.

Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом4: в храме Господском – кондак храма, кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й.

Существует также мнение5, что в предпразднство Благовещения дневной кондак и кондак «Со святыми упокой…» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8-й.

Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы).

Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33-й)6. Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст.

Примечание. Исходя из указаний Типикона (см. 25 марта, 1-е «зри»), вечерня, относящаяся к празднику Благовещения, должна совершаться самостоятельно, отдельно от изобразительных, завершающихся отпустом (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 598)7. Впрочем, возможно также совершение вечерни, по аналогии с будними днями св. Четыредесятницы, в составе изобразительных (Там же). «Богослужебные указания» в основном тексте следуют первому варианту, предлагая особенности совершения богослужения для второго варианта в примечаниях.

Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный…»)8, далее – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.)

Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то она начинается сразу после 16 поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина (без возгласа «Благословен Бог наш…») – чтец: «Аминь»9, «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.)

Великая ектения. Кафизмы нет.

Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов»10 (Типикон, 25 марта).

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 6-й и глас 5-й – 3, и праздника Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта, на великой вечерне; первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Благовещения, глас тот же: «Послан бысть…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Исповедайтеся Господеви…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже…», со стихом); и паримии праздника Благовещения – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков…»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…»; 3-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом…»).

Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится. После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника Благовещения, глас тот же: «Днесь радость…» (см. на стиховне великой вечерни).

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе певцы поют – тропарь праздника Благовещения, глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»]11, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). После третьего поклона иерей – «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны.

Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то после трех поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина читается молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33-й). Иерей: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны.

Примечание. Существует предположение, согласно которому вечерня праздника Благовещения при совпадении его предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров вне зависимости от дня седмицы. Данное мнение основывается, в первую очередь, на аналогии с богослужением Рождества Христова и Богоявления (вечерня которых соединяется с Литургией при выпадении сочельников на седмичные дни), а во-вторых, на указаниях старопечатных Уставов, в которых при описании богослужения вечерни Благовещения отсутствует рубрика: Аще же несть Преждеосвященных12.

В этой связи следует заметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в предпразднство Благовещения, выпавшее на понедельник, вторник и четверг первых шести седмиц Великого поста (кроме четверга 5-й седмицы), не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно13.

Примечание. «На трапезе же разрешаем на вино и елей, в кийлибо день случится, во славу Пресвятыя Богородицы» (Типикон, 25 марта).

Сноски:

1 Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е «зри».

2 Современная редакция Типикона умалчивает об особенностях пения канона предпразднства Благовещения в песнях без трипеснцев. Согласно указаниям старопечатных Уставов, в этих песнях канон предпразднства пелся на 4 (без учета ирмоса). См.: Устав. М., 1610. Л. 624 об.; Устав. М., 1641. Л. 542 об.

3 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

4 Служба предпразднства Благовещения не требует отмены кондака дня и кондака «Со святыми упокой…» на изобразительных, поскольку в своем последовании содержит дневные тексты Октоиха.

5 Ср.: Богослужебные указания на 2000 год для священно-церковнослужителей. М., 1999. С. 184–185.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 626–629.

7 Существует мнение, что вечерня праздника Благовещения при совпадении предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров. См. об этом ниже.

8 Вечерня начинается обычным началом, поскольку 9-й час был совершен перед изобразительными.

9 На заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина.

10 По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на «Слава в вышних…» 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по «Честнейшую…» 3 великия поклоны с молитвою: «Господи и Владыко…» и прочия 12-ть, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст» (26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «поем полунощницу без поклонов; точию по «Честнейшую Херувим…» 3 поклоны великия, с молитвою «Господи и Владыко живота моего…». Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны» (Типикон, гл. 49).

11 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

12 Если придерживаться данного мнения, богослужение в предпразднство Благовещения следовало бы совершать со следующими особенностями. Изобразительны после 9-го часа завершаются точно так же, как указано в основном тексте «Богослужебных указаний», за исключением молитвословий: «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа…» (псалом 33-й), которые переносятся на Литургию Преждеосвященных Даров. На вечерне (в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров) светильничные молитвы во время 103-го псалма читаются все (начиная с первой), кафизмы нет (перенос Св. Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»). На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 5: самогласен стихир на стиховне, глас 4-й: «Душевреднаго лихоимства…» (дважды), и подобны с «Господи, воззвах», глас 6-й и глас 5-й (мученичен стиховных стихир Триоди: «Святых мученик…», опускается); и Благовещения, глас 6-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Исповедайтеся Господеви…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже…», со стихом); и паримии Благовещения – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков…»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…»; 3-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом…»). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. (Агнец для данной Литургии Преждеосвященных Даров необходимо было бы заготовить на Литургии в Неделю 5-ю Великого поста.)

13 См., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458.