Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Апостола Симона Зилота (празднование переносится на среду, 13 мая). Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского. Прп. Симона Радонежского. Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (службу зри 4 ноября).

Перенесение мощей мч. Василия Мангазейского.

Бденная служба праздника совершается по Триоди. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба в честь апостола Симона Зилота переносится на среду, 13 мая.

Примечание. По древней традиции1, в День Святой Троицы на праздничном аналое (в проскинитарии) – икона Пятидесятницы («Сошествие Святаго Духа на Апостолов»). Начиная с великой вечерни в сам день праздника (с коленопреклонными молитвами), на аналое находится икона Пресвятой Троицы. В Понедельник Святаго Духа вечером (перед вечерней) опять полагается икона Пятидесятницы, которая остается на аналое до отдания праздника в субботу.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первая и четвертая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие…».

Вход2. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Егда Духа Твоего…».

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда…».

Примечание. После стиха «Не отвержи мене от лица Твоего…» поется стихира, глас 6-й: «Царю Небесный…». По традиции, это песнопение принято петь всенародно.

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Дух Твой Благий…». Евангелие – Ин., зач. 65. «Воскресение Христово видевше…» не поется, но тотчас по прочтении Евангелия – псалом 50-й3. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Царю Небесный…».

Каноны: праздника 1-й, глас 7-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия после каждой песни – сначала ирмос 1-го канона (в первой песни – «Понтом покры…»), затем 2-го (в первой песни – «Божественным покровен…»).

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак праздника, глас 8-й: «Егда снизшед языки слия…», и икос, глас тот же: «Скорое и известное даждь утешение…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) По традиции, припев к 9-й песни канона: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»4.

По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» не возглашается, но поется светилен праздника: «Всесвятый Душе…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Свет – Отец…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст: «Иже в видении огненных язык с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны праздника.

Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…».

Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их…».

Апостол – Деян., зач. 3. Евангелие – Ин., зач. 27.

Задостойник – ирмос: «Радуйся, Царице…» (до отдания).

Причастен: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Видехом Свет Истинный…».

Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык…» (как на утрене).

По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9-м часом.

Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, служба в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла совершается в День Святого Духа (ср.: Типикон, 56-я Храмовая глава), поэтому на великой вечерне служба Триоди соединяется со службой равноапп. Мефодия и Кирилла.

В конце 9-го часа отверзается завеса. Перед великой5 вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Царю Небесный»6. Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих…» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 4-й – 4 (см. на хвалитех утрени; стихира: «Преславная днесь…» – дважды), и святых, глас 2-й – 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Царю Небесный…».

Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю). Паримии святых – 37.

После паримий отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).

Иерей читает первую коленопреклонную молитву8.

1-я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме…». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати…».

Ектения сугубая: «Рцем вси…». Возглас: «Яко Милостив…».

Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).

Иерей читает вторую молитву.

2-я молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, мир Твой подавый человеком…». Присоединяется также молитва «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни…». По окончании молитвы диакон возглашает: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом…».

«Сподоби, Господи…».

Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).

Иерей читает третью молитву.

3-я молитва: «Приснотекущий, Животный и Просветительный Источниче…». Присоединяется также молитва: «Боже Великий и Вечный…». И другая молитва: «Боже Великий и Вышний…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Ты бо еси Упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем…». Царские врата затворяются.

Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 3-й: «Ныне в знамение всем…» и т. д. (со своими припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Радуйся, двоице священная…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, людие…».

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й: «Яко апостолом единонравнии…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш…». На пение тропарей, по обычаю, отверзаются царские врата.

Возглашение: «Премудрость», и прочее по обычаю9.

Отпуст из открытых царских врат: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с Небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на Небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

С 11 мая по 15 мая – попразднство Пятидесятницы.

16 мая – отдание праздника Пятидесятницы.

Сноски:

1 См.: Устав (Око церковное). М., 1641. Л. 545 (88) об., 546 (90) об.; Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 183–184.

2 Перед входом на вечерне, по обычаю, предстоятель раздает священнослужителям цветы, с которыми совершается вся служба.

3 Существует традиция, согласно которой Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»).

4 Этого припева нет в Цветной Триоди. Он указывается в нотной Цветной Триоди (М.: Синодальная тип., 1914) и в Служебнике (М., 2005).

5 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

6 Ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю вечера святыя 50-цы». По установившемуся обычаю, «Царю Небесный» в начале вечерни поет народ.

7 На чтение паримий царские врата затворяются.

8 Все коленопреклонные молитвы иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу; по установившейся практике, во время чтения молитв иерей держит в руках цветы.

9 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице…», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит отпуст.