Вторник Пятидесятницы. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля).

Свтт. Епифания, еп. Кипрского, и Германа, патриарха Константинопольского. Прп. Дионисия Радонежского.

Прп. Антония Радонежского.

Приводим порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермогена (см. в Минее 17 февраля) в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди).

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 1-й – 3, и святителя, глас 3-й – 5. «Слава» — святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницу празднуим…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя — 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами)1. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 1-й: «Языками инородных…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества…», «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Строителя земли…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Светлую твою память…», «И ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Счиняю, своспеваю…».

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Явился еси…». «Слава» – ин седален святителя, глас тот же: «Притецем, вернии…», «И ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Христовы ученики…».

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы…»2. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудраго иерарха восхвалим, яко кормчаго…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко Ангела…», «И ныне» – седален Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Ублажим Честнейшую…»3. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя: «Уста моя возглаголют…». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 4-й: «Предстатель теплейший…».

Каноны: праздника 1-й4 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Спасовы рачителие…» (см. в Неделю).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и святителя, глас 7-й — 3. «Слава» — святителя, глас тот же: «Приидите, ублажим…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Вся подает Дух Святый…» (см. на стиховне утрени).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества…». «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 1-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я) — 4.

На входе – «…спаси ны, Утешителю Благий…».

По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

Сноски:

1 См.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце…».

2 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

3 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

4 Два канона праздника Пятидесятницы в период попразднства (начиная со вторника) поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 264).