Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Русского, исповедника.

Сщмч. Ферапо́нта, еп. Сарди́йского. Прп. Ферапо́нта Белоезе́рского, Можа́йского. Обре́тение мощей прп. Ни́ла Столобе́нского (службу зри 7 декабря). Прп. Ферапо́нта Мо́нзенского (службу зри 12 декабря).

Свтт. Московских Киприа́на, Фо́тия, Ио́ны и Фили́ппа Первого.

Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А).

Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 прав. Иоанна Русского в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы… в суббо́ту пред Неде́лею Всех святы́х, во отда́ние пра́здника Пятьдеся́тницы») (Б).

Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «пое́м еди́наго напреди́, а друга́го в настоя́щий пято́к, на повече́рии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1-е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1-я и 2-я Маркова глава).

А. На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…» (ирмосы 2-го канона праздника).

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к тропарям 9-й песни поется припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом).

На входе: «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15).

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника), и исповедника, глас 4-й – 4. «Слава» – исповедника, «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие…».

Вход. Прокимен дня. Паримии исповедника – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – исповедника, «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

По Трисвятом – тропарь исповедника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь исповедника, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание исповедника и избра́нный псалом. Седален исповедника по 1-м стихословии, седален исповедника по 2-м стихословии. «Слава» – седален исповедника по полиелее, «И ныне» – седален Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен исповедника, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – исповедника. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго праведнаго…». Стихира исповедника.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), исповедника на 4 и праздника 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…» (ирмосы 2-го канона праздника).

По 3-й песни – кондак и икос исповедника; седален исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к тропарям 9-й песни канонов праздника поется припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й»; к тропарям канона исповедника – припев: «Святы́й пра́ведный Иоа́нне испове́дниче, моли́ Бо́га о нас»4.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен исповедника, «И ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и исповедника – 3. «Слава» – исповедника, глас 6-й, «И ныне» – праздника, глас тот же: «Царю́ Небе́сный…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь исповедника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь исповедника. Кондаки праздника и исповедника читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и исповедника, песнь 3-я – 4.

На входе: «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе – тропарь праздника, тропарь исповедника. «Слава» – кондак исповедника, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и исповедника.

Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15) и исповедника.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Сноски:

1 Минея содержит две службы в честь прав. Иоанна Русского, исповедника.

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.

3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.

4 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.