Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Ра́доница. Поминовение усопших. Прор. Иереми́и. Поминовение усопших воинов1.
Прп. Пафну́тия Бо́ровского. Прмчч. Афонских Евфи́мия, Игна́тия и Ака́кия. Иконы Божией Матери, именуемой «Неча́янная Радость» (службу зри 9 декабря).
Сщмч. Мака́рия, митр. Киевского. Блгв. Тама́ры, царицы Грузи́нской.
Служба прор. Иереми́и не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди.
Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («ра́дощами» — радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких специальных указаний относительно порядка службы в Радоницу.
На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии2, но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице.
Наро́читое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды3.
На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й — 3, и пророка, глас 8-й — 3. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «Ученико́м сомня́щимся…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 2-й: «По воста́нии Твое́м, Го́споди…».
По Трисвятом — тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…» (дважды). «Слава» — тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и пророка на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — кондак пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава, и ныне» — ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде́ ученико́в…».
По 6-й песни — кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Триоди: «Моих удо́в…». «Слава, и ныне» — ин светилен Триоди: «Днесь весна́ благоуха́ет…».
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 2-й: «Две́рем заключе́нным…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 6-й: «Две́рем заключе́нным…».
По Трисвятом — тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запеча́тану гробу…».
На часах — тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» — тропарь пророка. Кондак только праздника Триоди (Антипасхи).
На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 4-я — 6 (со ирмосом).
По входе — тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь пророка; кондак храма святого. «Слава» — кондак пророка, «И ныне» — кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.)
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника Триоди (Антипасхи) и пророка.
Апостол и Евангелие — дня и пророка.
Задостойник Пасхи.
Примечание. В связи с совпадением в 2013 году дня Победы 9 мая н. ст. со Светлой седмицей особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов переносится, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Радоницу, 1(14) мая. Во время служения Божественной Литургии на заупокойной ектении произносятся особые прошения «о вождех и воинах…» (см. в приложении «Богослужебных указаний»). В этот день совершается заупокойная лития о почивших воинах.
Сноски:
1 В связи с совпадением в 2013 году дня Победы 9 мая н. ст. со Светлой седмицей особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов переносится, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Радоницу, 1(14) мая.
2 По причине переноса в текущем году на Радоницу ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, на Литургии произносится заупокойная ектения с особыми прошениями «о вождех и воинах…» (см. примечание ниже).
3 «Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднства Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: „всему свое время… время сетовать, и время ликовать« (Еккл. 3, 1, 4). Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного…» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. С. 47–48).