Четверг 5-й седмицы по Пасхе. Прп. Симео́на сто́лпника на Дивной горе́. Блж. Ксении Петербургской (службу зри 24 января)1.

Прп. Ники́ты, сто́лпника Переясла́вского.

Служба прп. Симео́на сто́лпника шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы2 блж. Ксении Петербургской в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 63: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й — 3, и преподобного, глас 8-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «О́тче досточу́дне…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «На исто́чник прише́л еси…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава» — преподобного, глас 2-й: «На го́ру высоку́…», «И ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «На студене́ц я́ко прии́де Госпо́дь…».

По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» — тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» — тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды)4. «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 2-й: «Собезнача́льный и Соприсносу́щный…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 3-й: «Да ра́дуется днесь…».

По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» — тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь преподобного. Кондак только5 праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я — 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я — 4.

По входе — тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий — праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и преподобного.

Апостол и Евангелие — дня и преподобного.

Задостойник Пасхи.

Причастен — Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и преподобного: «В па́мять ве́чную…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й — 3, и блж. Ксении, глас 8-й — 5 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — блж. Ксении, глас 6-й: «Кто не удиви́тся…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 1-й: «На исто́чник прише́л еси…».

Вход. Прокимен дня. Паримии блж. Ксении — 3.

На стиховне стихиры блж. Ксении, глас 6-й (со своими припевами)6. «Слава» — блж. Ксении, глас 4-й: «А́нгельское житие́…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 2-й: «На студене́ц я́ко прии́де Госпо́дь…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» — тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко на́шего воскресе́ния…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» — тропарь святого, «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» — тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко на́шего воскресе́ния…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии — седален блж. Ксении, глас 3-й: «Мирску́ю красоту́…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)7.

По 2-м стихословии — седален блж. Ксении, глас 5-й: «Воздержа́нием житие́ твое́ украси́вши…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание блж. Ксении и избра́нный псалом. Седален блж. Ксении по полиелее, глас 4-й: «Чу́дна яви́лася еси…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Обурева́ют мя во́лны…»8. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Ксении, глас 4-й: «Пра́ведницы во ве́ки живу́т, и в Го́споде мзда их»; стих: «Наде́ющиися Нань разуме́ют и́стину, и ве́рнии в любви́ пребу́дут Ему́». Евангелие — блж. Ксении. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами блаженныя Ксении…». Стихира блж. Ксении, глас 6-й: «Житие́ твое́…».

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и блж. Ксении на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален блж. Ксении, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни — кондак и икос блж. Ксении, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Ксении (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й — 3 (см. на стиховне утрени)9, и блж. Ксении, глас 2-й — 3. «Слава» — блж. Ксении, глас 8-й: «Днесь град…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 2-й: «Собезнача́льный и Соприсносу́щный…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» — тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко на́шего воскресе́ния…».

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь блж. Ксении. Кондаки праздника Триоди и блж. Ксении читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я — 4, и блж. Ксении, песнь 3-я (или 6-я)10 — 4.

По входе — тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь блж. Ксении; кондак храма святого. «Слава» — кондак блж. Ксении, «И ныне» — кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий — праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и блж. Ксении.

Апостол и Евангелие — дня и блж. Ксении.

Задостойник Пасхи.

Причастен — Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и блж. Ксении: «В па́мять ве́чную…».

Сноски:

1 Празднование в честь прославления святой блаженной Ксении Петербургской (1988) установлено по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 17 июля 2010 года.

2 См.: Минея-Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 581–593.

3 Ср.: Типикон, 27 апреля, 15 мая; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 129.

4 Ср.: Типикон, 15 мая.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716.

6 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

7 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

9 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.