Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Третье обре́тение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Служба Обре́тения главы Иоанна Предтечи полиелейная, совершается вместе со службой Триоди.

На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й — 3, и Предтечи, глас 8-й — 5 (первая и вторая стихиры — дважды). «Слава» — Предтечи, глас 6-й: «Сокро́вище Боже́ственных даро́в…», «И ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «При студенце́ Иа́ковли…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи — 3.

На стиховне стихиры Предтечи, глас 1-й (со своими припевами)1. «Слава» — Предтечи, глас 2-й: «Я́коже Боже́ственных умышле́ний…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 6-й: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» — тропарь Предтечи, глас тот же, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» — тропарь святого, «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» — тропарь Предтечи, глас тот же, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии — седален Предтечи, глас 4-й: «От земли́ возсия́вши…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас тот же: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)2.

По 2-м стихословии — седален Предтечи, глас 4-й: «Изда́вшися, яко зла́то…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас тот же: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 4-й: «И́род, Предте́че…». «Слава» — ин седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крести́телева глава́…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Я́же непреме́ннаго…». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Та́мо возращу́ рог Дави́дови, угото́вах свети́льник пома́занному Моему́»; стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его́». Евангелие — Лк., зач. 31. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Яже пе́рвее на блюде…».

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и Предтечи на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас тот же: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

Примечание. Типикон умалчивает о седальне Предтечи на «Славу», глас 4-й: «Проро́че Бо́жий…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 215) этот седален также отсутствует.

По 6-й песни — кондак и икос Предтечи, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» — ин светилен Предтечи, «И ныне» — светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Предтечи, глас 5-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — Предтечи, глас 6-й: «Всечестну́ю главу́…», «И ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).

Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры праздника Триоди, глас 4-й — 3 (см. на стиховне утрени) и Предтечи, глас 5-й — 3. «Слава» — Предтечи, глас 6-й: «Всечестну́ю главу́…», «И ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» — тропарь Предтечи, глас тот же, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь Предтечи. Кондаки праздника Триоди и Предтечи читаются попеременно.

На Литургии блаженны Предтечи, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и песнь 6-я — 4.

Примечание. Допустимо тропари на блаженнах петь следующим образом: блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я — 4, и Предтечи, песнь 3-я (или 6-я)3 — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь Предтечи. «Слава» — кондак Предтечи, «И ныне» — кондак праздника Триоди (самаряныни).

В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи. «Слава» — кондак Предтечи, «И ныне» — кондак праздника Триоди (самаряныни).

В храме святого — тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь храма; кондак Предтечи. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий — праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и Предтечи.

Апостол и Евангелие — дня и Предтечи.

Задостойник Пасхи.

Причастен — Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и Предтечи: «В па́мять ве́чную…».

Сноски:

1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.