Вторник 6-й седмицы по Пасхе. Прмц. Феодо́сии девы. Свт. Луки́ исп., архиеп. Симферопольского.

Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, У́стюжского. Иконы Божией Матери, именуемой «Спору́чница грешных» (службу зри 7 марта).

Служба прмц. Феодо́сии девы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 свт. Луки́ исп., архиеп. Симферопольского, в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й — 3, и преподобномученицы, глас 8-й — 3. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «Пра́вды Со́лнце мы́сленное…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 8-й: «За милосе́рдие ми́лости…».

По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» — тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» — тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Зе́млю, на ню́же не возсия́…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и преподобномученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи (преподобномученицы).

По 3-й песни — кондак преподобномученицы, глас 2-й; седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Влады́ка и Творе́ц…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученицы, глас 4-й: «Боже́ственная па́мять…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 242) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни — кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…». «Слава, и ныне» — ин светилен праздника Триоди: «Мимоиды́й Спас наш…» (см. в Неделю о слепом).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 5-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» — праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́вды Со́лнце мы́сленное…».

По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» — тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь преподобномученицы. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я — 6 (со ирмосом).

По входе — тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобномученицы; кондак храма святого. «Слава» — кондак преподобномученицы, «И ныне» — кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий — праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом).

Апостол и Евангелие — дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́те…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й — 3, и святителя, глас 1-й — 5 (первая и вторая стихиры — дважды). «Слава» — святителя, глас 8-й: «Испове́дниче сла́вне…», «И ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «Пра́вды Со́лнце мы́сленное…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя — 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами)2. «Слава» — святителя, глас 6-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…», «И ныне» — праздника Триоди, глас 8-й: «За милосе́рдие ми́лости…».

По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» — тропарь святителя, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» — тропарь святого, «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» — тропарь святителя, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии — седален святителя, глас 4-й: «К Бо́гу Вы́шнему…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)3.

По 2-м стихословии — седален святителя, глас 4-й: «Егда́ непра́веднии…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Яко и́стинный служи́тель…» (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Недви́жимое утвержде́ние…»4. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами священноиспове́дника Луки́…». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда́ в гоне́нии…».

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Зе́млю, на ню́же не возсия́…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни — кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника Триоди, глас 8-й: «Всех Влады́ка и Творе́ц…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 5-й — 3 (см. на стиховне утрени)5, и святителя, глас 6-й — 3. «Слава» — святителя, глас 8-й: «Сла́вою и че́стию нетле́нною…», «И ныне» — праздника Триоди, глас тот же: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» — тропарь святителя, глас 2-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я — 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)6 — 4.

По входе — тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий — праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителя.

Апостол и Евангелие — дня и святителя.

Задостойник Пасхи.

Причастен — Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и святителя: «В па́мять ве́чную…».

Сноски:

1 Службу свт. Луки́ исп., архиеп. Симферопольского, можно совершать по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священноисповеднику Российскому XX века единому» (С. 41–54).

2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

4 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

5 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.