Пятница 5-й седмицы по Пасхе. Свт. Афана́сия Великого, архиеп. Александри́йского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да.
Свт. Афана́сия, патриарха Царегра́дского, Лубе́нского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бори́са, во Святом Крещении Михаи́ла, Крестителя Болгарии.
Служба свт. Афанасия Великого шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свв. блгвв. князей Бориса и Глеба в соединении со службой Триоди (Б).
А. На вечерне кафизма 15-я.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Христо́ва святи́теля…», «И ныне» – праздника Триоди (самаряныни), глас тот же: «При студенце́ Иа́ковли…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й (с «Господи, воззвах»)1. «Слава» – святителя, глас 3-й: «Па́ки нам…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь…» (см. на стиховне вечера).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – ин светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды)2. «Слава» – святителя, глас тот же: «Вели́кая церко́вная и́стинная трубо́…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас 3-й: «Вели́кое украше́ние…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда́ яви́лся еси…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондак только3 праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и святителя: «В па́мять ве́чную…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и святых, глас 5-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святых, глас 6-й: «Прииди́те, лик соста́вльше…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «При студенце́ Иа́ковли…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3.
На стиховне стихиры святых, глас 2-й (со своими припевами)4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Прииди́те, восхва́лим…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь…» (см. на стиховне вечера).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».
Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».
Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святых, глас 1-й. «Слава» – ин седален святых, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)5.
По 2-м стихословии – седален святых, глас 4-й. «Слава» – ин седален святых, глас тот же, «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «В кров Твой…»6.
Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седален святых по полиелее, глас 8-й: «Блаже́нна у́бо земля́…». «Слава» – ин седален святых по полиелее, глас тот же: «К Боже́ственней красоте́…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «От кла́дязя воды́…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «О Пресвята́я Де́во…»7. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Лк., зач. 106. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых благоверных князей…». Стихира святых, глас 6-й: «Днесь у́бо соше́дшеся…».
Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святых на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален святых, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святых (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)8, и святых, глас 1-й – 3. «Слава» – святых, глас 6-й: «И́же на земли́ А́нгелы…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святых. Кондаки праздника Триоди и святых читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 3-я (или 6-я)9 – 4.
Примечание. В службе благоверных князей в Минее указаны блаженны святых, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Недели самаряныни).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святых; кондак храма святого. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и святых.
Апостол и Евангелие – дня и святых.
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и святых: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».
Сноски:
1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
2 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716.
4 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
5 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
6 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
7 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
8 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.