Среда Пятидесятницы. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константи́на и матери его царицы Еле́ны.
Блгв. кн. Константи́на и чад его Михаи́ла и Фео́дора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиа́на грека, У́гличского чудотворца.
Красного́рской иконы Божией Матери.
Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А), а также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери в соединении с полиелейной службой свв. равноапп. Константина и Елены и службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б)1.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 1-й – 3, и Богородицы, глас 4-й – 5. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Ви́дехом Свет И́стинный…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси ро́ди…».
Примечание. Если на стиховне великой вечерни будут петься стихиры Богородицы (глас 8-й), то вечерние стиховные стихиры Триоди (глас 4-й) допустимо перенести на литию и исполнять (без стихов) перед литийными стихирами Богородицы.
На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами)2. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Го́споди, Свята́го Ду́ха наше́ствие…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».
По Трисвятом: при полиелее – тропарь праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й; на всенощном бдении – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (дважды), и тропарь праздника, глас 8-й (единожды)3.
Отпуст (при полиелее): «Иже в виде́нии огненных язык…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й: «Духо́вная благода́ть…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й: «Боже́ственными заря́ми…».
По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда́ многосве́тлая…».
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. По полиелее седален Богородицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де…».
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален праздника, глас тот же: «Спа́совы рачи́телие…» (см. в Неделю). «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й.
По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (по выбору; см. в Неделю). «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (по выбору).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и Богородицы, глас 4-й – 3. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й.
Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки праздника и Богородицы читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 4-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и Богородицы, песнь 3-я (или 6-я) – 4.
На входе – «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».
По входе: при полиелее – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь храма святого; кондак праздника. «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы); при всенощном бдении – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава» – кондак праздника, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.
Задостойник Пятидесятницы.
Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й – 3, Богородицы, глас 4-й – 4, и Константина, глас тот же – 3. «Слава» – Константина, глас 2-й: «Бога́тых даро́в…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Константина, глас тот же: «Свет пресве́тлый…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й. «Слава» – тропарь Константина, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.
Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь Константина, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й: «Духо́вная благода́ть…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 4-й: «Боже́ственными заря́ми…».
По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух…». «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда́ многосве́тлая…».
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. По полиелее седален Богородицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де…».
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Константина на 4 и Богородицы на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».
По 3-й песни – кондак и икос Константина, глас 3-й; седален Константина, глас 8-й (дважды). «Слава» – седален праздника, глас тот же: «Спа́совы рачи́телие…» (см. в Неделю), «И ныне» – седален Богородицы, глас 4-й.
По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (по выбору; см. в Неделю). «Слава» – светилен Константина (по выбору), «И ныне» – светилен Богородицы (по выбору).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и Богородицы, глас 4-й – 3. «Слава» – Константина, глас 8-й: «Царь царе́й…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Иже на Херуви́мех…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й. «Слава» – тропарь Константина, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.
Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак праздника.
На 3-м и 9-м часе – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Константина. Кондак Богородицы.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и Константина, песнь 6-я – 4.
Примечание. Рядовая песнь праздничного канона не поется.
На входе – «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь Константина; кондак праздника. «Слава» – кондак Константина, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).
В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь Константина; кондак праздника, кондак храма. «Слава» – кондак Константина, «И ныне» – кондак Богородицы.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня, Константина (под зачало) и Богородицы.
Примечание. Апостольское чтение равноап. Константина – Гал., 200 зач., поскольку в текущем году праздник свв. равноапп. Константина и Елены совершается после праздника Пятидесятницы. «Апо́стол к Гала́том, зача́ло 200. А́ще ли прилучи́тся вну́трь Пятидеся́тницы, чте́тся Апо́стол в Дея́ниих, зача́ло 49» (Минея, 21 мая; ср.: Типикон, 21 мая).
Задостойник Пятидесятницы.
Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».
Сноски:
1 В современном Типиконе отсутствует образец подобного соединения. За основу взят устав соединения службы в честь Владимирской иконы Божией Матери со службой свв. Константина и Елены и службой Триоди, приведенный в книге Н. С. Сырникова «Ключ к Церковному Уставу» (л. 133–134).
2 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце…».
3 Ср.: Типикон, 21 декабря.