Суббота 5-й седмицы по Пасхе. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского.
Прав. Иа́кова Борови́чского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября).
Служба мч. Васили́ска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б).
А. На вечерне кафизма 18-я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет).
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (самаряныни), глас 1-й и глас 2-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «При студенце́ Иа́ковли…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 4-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда́ яви́лся еси…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика (общий), глас тот же: «Мученик Твой, Господи, Васили́ск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Примечание. В субботу 5-й седмицы по Пасхе на «И ныне» тропарей в конец вечерни и в конец утрени поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святого (см.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 723, 726).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас тот же: «Мученик Твой, Господи, Васили́ск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Примечание. Богородичен тропарей на «Бог Господь» поется по гласу последнего тропаря (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 724).
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском и Богородицы: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и мученика на 4.
В храме святого: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).
По 3-й песни – кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни). «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди (воскресные), глас 4-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь самаряны́ни…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика (общий), глас тот же: «Мученик Твой, Господи, Васили́ск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
На часах2 – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́те…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 83: праздника Триоди (самаряныни) – 44, и мученика, глас 4-й – 4. «Слава» – мученика, глас тот же: «Возсия́л еси, сла́вне…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня. Паримии мученика – 3.
На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 4-й (с припевами воскресными)5. «Слава» – мученика, глас 6-й: «Непобеди́м душе́ю…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда́ яви́лся еси…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Примечание. О пении тропарей см. примечание 20 мая. В субботу 5-й седмицы по Пасхе на «И ныне» тропарей в конец вечерни и в конец утрени поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святого (см.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 723, 726).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».
Примечание. Богородичен тропарей на «Бог Господь» поется по гласу последнего тропаря (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 724).
Кафизмы 16-я и 17-я6. Малые ектении. Седальны Триоди7.
Полиелей. Величание мученика и избранный псалом. Седален мученика, глас 1-й: «От ро́да се́рбскаго…» (см. по 1-м стихословии); седален мученика, глас 8-й: «Крест Го́спода…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален мученика по полиелее, глас тот же: «Земна́я вся оста́вив…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго мученика…». Стихира мученика, глас 2-й: «Блаже́нне Иоа́нне…».
Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта…» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и мученика (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален мученика, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо…» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси…» (см. в Неделю самаряныни).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 4-й – 3 (см. на хвалитех), и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – мученика, глас 3-й: «Оста́вив мир…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Исто́чник живонача́лия…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
На часах8 – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки праздника Триоди и мученика читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и мученика, песнь 6-я – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и мученика.
Апостол и Евангелие – дня и мученика (Деян., зач. 24; Ин., зач. 52).
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и мученика: «В па́мять ве́чную…».
Сноски:
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).
2 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф…» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»).
3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).
4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели самаряныни) включить славник Триоди, глас 6-й: «При студенце́ Иа́ковли…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).
5 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).
6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
7 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»).
8 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф…» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»).