Вторник 6-й седмицы по Пасхе. Третье обре́тение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Служба Обре́тения главы Иоанна Предтечи полиелейная, совершается вместе со службой Триоди.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и Предтечи, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Сокро́вище Боже́ственных даро́в…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́вды Со́лнце мы́сленное…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3.
На стиховне стихиры Предтечи, глас 1-й (со своими припевами)1. «Слава» – Предтечи, глас 2-й: «Я́коже Боже́ственных умышле́ний…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосе́рдие ми́лости…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь Предтечи, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален Предтечи, глас 4-й: «От земли́ возсия́вши…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится слепы́й…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)2.
По 2-м стихословии – седален Предтечи, глас 4-й: «Изда́вшися, яко зла́то…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится слепы́й…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание Предтечи и избранный псалом. Седален Предтечи по полиелее, глас 4-й: «И́род, Предте́че…». «Слава» – ин седален Предтечи по полиелее, глас 8-й: «Крести́телева глава́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Я́же непреме́ннаго…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Предтечи, глас 4-й: «Та́мо возращу́ рог Дави́дови, угото́вах свети́льник пома́занному Моему́»; стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его́». Евангелие – Лк., зач. 31. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна…». Стихира Предтечи, глас 6-й: «Яже пе́рвее на блюде…».
Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Зе́млю, на ню́же не возсия́…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и Предтечи на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален Предтечи, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Всех Влады́ка и Творе́ц…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).
Примечание. Типикон умалчивает о седальне Предтечи на «Славу», глас 4-й: «Проро́че Бо́жий…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 215) этот седален также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» – ин светилен Предтечи, «И ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Предтечи, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Всечестну́ю главу́…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…» (см. на хвалитех).
Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени), и Предтечи, глас тот же – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Всечестну́ю главу́…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь Предтечи, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника Триоди и Предтечи читаются попеременно.
На Литургии блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.
Примечание. Допустимо тропари на блаженнах петь следующим образом: блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и Предтечи, песнь 3-я (или 6-я)3 – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь храма; кондак Предтечи. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и Предтечи.
Апостол и Евангелие – дня и Предтечи.
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и Предтечи: «В па́мять ве́чную…».
Сноски:
1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.