Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Прп. Феодо́сия, игумена Киево-Пече́рского.
Мчч. Тимофе́я и Ма́вры. Пече́рской-Нерукотворной и Све́нской-Пече́рской икон Божией Матери. Иконы Божией Матери, именуемой «Све́нская-Пече́рская»1.
Прпп. Иулиани́и и Евпракси́и Московских.
Совершается служба отдания праздника Пасхи2 (А).
Приводим также порядок совершения полиелейной службы3 прп. Феодо́сия, игумена Киево-Пече́рского, в соединении со службой Триоди (Б). При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «…а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду пред Вознесе́нием, во отда́ние Па́схи».
А. Начало вседневной вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом.
По предначинательном псалме – великая ектения и кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».
Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…». Сугубая сокращенная ектения, и прочее по обычаю.
Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (на амвоне при закрытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.
Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня).
На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.
На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).
По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
«Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: Пасхи на 6 (ирмосы по дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален праздника Триоди, глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – предпразднства Вознесения, глас тот же: «Роди́лся еси…».
По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)
Примечание. «К тропаре́м же кано́нов слепа́го и предпра́зднства, глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й – 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.
Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…», и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душе́вныма очи́ма…».
На Литургии после возгласа «Благословено Царство…» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).
Великая ектения.
Антифоны изобразительны.
Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.
На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».
По входе – тропарь воскресный. «Слава» – кондак праздника Триоди (о слепом), «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».
Поется Трисвятое.
Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви…».
Апостол и Евангелие – дня.
Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; стих: «Господь с Небесе́ на зе́млю призре́».
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово…».
Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне…» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый…» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.
Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).
Б. Начало великой вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом.
По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, стеце́мся вси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».
Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (в открытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.
Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня).
На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.
На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).
По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седальны преподобного по 1-м и 2-м стихословии (глас 4-й: «Зва́нию Го́спода…», и глас 8-й: «Сле́зными тече́ньми…»). «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «От утро́бы освяще́н быв…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8-й: «На не́бо теку́щее возше́д…».
Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Триоди (о слепом) на 4.
Примечание. «Пое́м же во вся́кой пе́сни тропа́рь о слепо́м по два́жды. Сла́ва – Тро́ичен, И ны́не – Богоро́дичен… Предпра́зднства же [Вознесения Господня] кано́н зде оставля́ется; и пое́м его́ во вто́рник напреди́» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».
По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия утро…». «Слава» – седален преподобного, глас тот же (по выбору), «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе).
По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)
Примечание. К тропарям канонов преподобного и Триоди (о слепом) «глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры преподобного, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.
Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки Пасхи и преподобного – попеременно.
На Литургии после возгласа «Благословено Царство…» – пасхальное начало (при открытых царских вратах).
Великая ектения.
Антифоны изобразительны.
Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.
На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».
Поется Трисвятое.
Прокимен – Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви…»; и преподобного, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем…».
Апостол и Евангелие – дня и преподобного.
Аллилуиарий – Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; и преподобного, глас 2-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду…».
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово…»; и преподобного: «В па́мять ве́чную…».
Окончание Литургии (после «Бу́ди имя Господне…» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благослове́ние Госпо́дне на вас…», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресы́й из мертвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый…» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху.
Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130.
2 «В греческой Цветной Триоди, помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое для вторника и среды настоящей седмицы, в котором во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду – отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой. На вечерне положены стихиры на «Господи, воззвах» воскресные, глас 1-й, на 6. «Слава, и ныне» – «Всемирную славу…». На стиховне – стихира 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе…», затем стихиры Пасхи. Отпуст вечерни пасхальный. Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные. О предпраздничном каноне Вознесения сказано, что он поется, когда изволит настоятель. Полагаем, что для приходских церквей допустимо принять это чинопоследование» [Из Православного календаря на 1929 год, изд. Митрополита Сергия (Страгородского)].
3 Ср.: Типикон, 23 апреля, 5-я Маркова глава; 21 мая, «зри». Настольная книга священнослужителя. М., 19922. Т. 1. С. 110.