Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й1. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)2. Владимирской иконы Божией Матери.
Равноапп. царя Константи́на и матери его царицы Еле́ны (служба может быть перенесена на пятницу, 19 мая). Блгв. кн. Константи́на и чад его Михаи́ла и Фео́дора, Муромских чудотворцев. Прп. Кассиа́на грека, У́гличского чудотворца.
Красного́рской иконы Божией Матери.
При соединении службы Триоди (Недели Всех святых) с бденной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери3 следует, в соответствии со 2-й Марковой главой Типикона под 25 мая, руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О то́мже подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в Неде́лю 7-ю по Па́сце, святы́х оте́ц…»4.
Примечание. Полиелейная служба равноапп. Константина и Елены может быть перенесена на пятницу, 19 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 105: воскресные, глас 8-й – 3 (см. в Триоди), Богородицы, глас 4-й – 3, и всех святых, глас 6-й – 4. «Слава» – всех святых, глас тот же: «Му́ченик боже́ственный лик…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».
Примечание. Возможно также пение стихир на литии в следующем порядке6: воскресные, глас 8-й – 3 (см. в Триоди), всех святых, глас 6-й – 4, и Богородицы, глас 4-й – 3; «Слава» – всех святых, глас 6-й: «Му́ченик боже́ственный лик…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии всех святых – 3 и Богородицы – 37.
На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й; и стихиры всех святых, глас 1-й8. «Слава» – всех святых, глас 5-й: «Ны́нешнему торжеству́…», «И ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси ро́ди…».
Примечание. Возможно также пение стихир на литии в следующем порядке9: стихиры всех святых, глас 1-й, и стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й; «Слава» – всех святых, глас 5-й: «Ны́нешнему торжеству́…», «И ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси ро́ди…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й (см. в Триоди). «Слава» – всех святых, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (единожды)10.
Примечание. Возможны также следующие варианты пения тропарей по Трисвятом: 1) тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (трижды)11; 2) тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (дважды), и тропарь всех святых, глас тот же: «И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х…» (единожды)12; 3) «Богородице Дево…» (единожды), тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й (единожды), и тропарь всех святых, глас тот же: «И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х…» (единожды)13.
Примечание. «От сея́ же Неде́ли начина́ем чести́ на у́тренях Неде́льных Седмь Посла́ний Собо́рных, и 14 Посла́ний Свята́го апо́стола Па́вла; Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва. Чтем же их на бде́ниих Неде́льных, пре́жде ины́х чте́ний, до Вели́кия Святы́я Неде́ли Па́схи. В 50-цу же всю Дея́ния святы́х апо́стол чтем в Неде́лях, я́коже предписа́ся. От сего́ же бде́ния начина́ем чести́ Толкова́ния Иоа́нна Златоу́стаго, Ева́нгелие е́же от Матфе́я, от 13 Сло́ва пе́рвыя кни́ги; оста́вшая же Богосло́ва чтем во 12 днех по Христо́ве Рождестве́. В весь же ме́сяц сей, и вторы́й, соверша́ем о́бе кни́ги толкова́тельныя, 1-ю и 2-ю, на чте́ниих у́тренних, до исхо́да ме́сяца а́вгуста: кроме́ егда́ прилучи́тся житие́ не́коего свята́го, тогда́ оставля́ем, и чтем житие́ свята́го» (Типикон, гл. 50, «Неделя всех святых», 1-е и 2-е «зри»).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь всех святых, глас 4-й: «И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х…», «И ныне» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (из Триоди).
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом14. «Ангельский собор…». Ипакои гласа (см. в Триоди). Седален Богородицы, глас 4-й: «Боже́ственными заря́ми…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 3-й: «Яко звезда́ многосве́тлая…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас 1-й: «Блаже́нна еси Ты, Богоро́дице Чи́стая…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный (из Триоди) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Владимирской иконы) на 4 и всех святых на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
Примечание. С этого дня до 1 августа на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы (Владимирской иконы), глас 8-й; седален всех святых, глас тот же: «Пра́отец, оте́ц, патриа́рх…». «Слава» – [тот же седален]15, «И ныне» – седален Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й: «Наро́ди боголюби́вии…».
По 6-й песни – кондак всех святых, глас 8-й: «Яко нача́тки естества́…», и икос, глас тот же: «Иже по всей земли́ му́чившиися…».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й: «Со ученики́…» (см. в Триоди). «Слава» – светилен всех святых, «И ныне» – светилен Богородицы (Владимирской иконы; по выбору).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 3 (см. в Триоди), всех святых, глас 4-й – 2 («Святы́я Госпо́дь и́же на земли́…», «С проро́ки апо́столи…»), и Богородицы (Владимирской иконы), глас 4-й и глас 8-й – 3 (со славником16 и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – всех святых, глас 4-й: «И́же зе́млю…» (см. в стихирах на хвалитех), «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние две – с дополнительными стихами (из службы Богородицы): 1-й – «Слы́ши, Дщи, и виждь, / и приклони́ у́хо Твое́»; 2-й – «Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною / и не отве́ржется ея́».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На го́ру ученико́м…» (см. в Триоди).
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь всех святых. Кондак воскресный, глас 8-й: «Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси…»17.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы). Кондак Богородицы (Владимирской иконы) (или кондак всех святых)18.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь всех святых. Кондак всех святых (или кондак Богородицы (Владимирской иконы)).
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Владимирской иконы). Кондак воскресный, глас 8-й: «Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси…».
На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), всех святых, песнь 3-я – 4, и Богородицы (Владимирской иконы), песнь 6-я – 4.
Примечание. Допустимым также является следующий порядок пения тропарей на блаженнах: блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), Богородицы (Владимирской иконы), песнь 3-я – 4, и всех святых, песнь 6-я – 4.
На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь всех святых, тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава» – кондак всех святых, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).
Примечание. Возможны также следующие варианты пения тропарей по входе: 1) тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь всех святых, «Слава» – кондак всех святых, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы); 2) тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь всех святых, «Слава» – кондак Богородицы (Владимирской иконы), «И ныне» – кондак всех святых; 3) тропарь воскресный, тропарь всех святых, тропарь Богородицы (Владимирской иконы), «Слава» – кондак Богородицы (Владимирской иконы), «И ныне» – кондак всех святых.
Прокимен – воскресный, глас 8-й: «Помоли́теся, и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему», стих: «Ве́дом во Иуде́и Бог, во Изра́или ве́лие и́мя Его́»; и Богородицы (Владимирской иконы), глас 3-й, песнь Богородицы: «Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Моем».
Апостол – Недели Всех святых (Евр., зач. 330: XI, 33–XII, 2) и Богородицы (Флп., зач. 240: II, 5–11).
Аллилуиарий – воскресный, глас 8-й: «Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви, воскли́кнем Бо́гу, Спаси́телю на́шему»19, и Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́».
Примечание. В Типиконе, Цветной Триоди и Апостоле в Неделю всех святых указаны прокимны и причастны воскресные и святых, а аллилуиарий – только святых, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии…»20. В случае совершения бденной службы Минеи в этот день, вместо прокимна, аллилуиария и причастна всех святых должны петься прокимен, аллилуиарий и причастен Минеи. В Неделю аллилуиарий Минеи, согласно общему уставу, должен предваряться воскресным аллилуиарием соответствующего гласа (из приложения Апостола).
Евангелие – Недели Всех святых (Мф., зач. 38: X, 32–33, 37–38; XIX, 27–30) и Богородицы (Лк., зач. 54: X, 38–42; XI, 27–28).
Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…», и Богородицы (Владимирской иконы): «Ча́шу спасе́ния прииму́…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии, гото́вящимся к по́стному по́двигу» (Цветная Триодь. М., 2002. Л. 288 об.).
Примечание. «Подоба́ет ве́дати, яко в пост святы́х апо́стол, и Христо́ва Рождества́, во вто́рник, и четверто́к, ры́бы не яди́м, но еле́й и вино́ то́чию. В понеде́льник, в сре́ду и пято́к ни еле́я вкуша́ем, ни вина́, но пости́мся до 9-го часа́, и яди́м в ты́я дни сухояде́ние. В суббо́ты же и Неде́ли яди́м ры́бы. А́ще случи́тся святы́й во вто́рник, или́ в четверто́к име́яй славосло́вие, яди́м ры́бу; а́ще в понеде́льник, подо́бне. А́ще среда́ и пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ то́чию; яди́м же еди́ною днем. А́ще ли святы́й име́яй бде́ние, в сре́ду, или́ пято́к, разреша́ем на еле́й и вино́ и ры́бу. А́ще ли случи́тся па́мять свята́го, его́же есть храм, в сре́ду, или́ пято́к, твори́м подо́бне» (Типикон, глава 33-я, «зри»).
1 Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й (из Православного церковного календаря на 1928 год. М., 1928). Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.
Как определить утреннее Евангелие данной Недели? – Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 – 11 соответствуют утренние Евангелия 1 – 11.
2 В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я).
3 При совершении богослужения в храме Всех святых или в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери следует руководствоваться указаниями соответствующих Храмовых глав Типикона, а также учитывать содержание 4-го «зри» Типикона в Неделю всех святых (гл. 50).
4 Ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец»; 21 мая, «зри»; 52-я и 58-я Храмовые главы.
5 Ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец».
6 Ср.: Типикон, 8 мая, 7-я Маркова глава: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…».
7 Допустимым также является чтение паримий в следующем порядке: паримии Богородицы – 3 и всех святых – 3.
8 Ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец».
9 Ср.: Типикон, 8 мая, 7-я Маркова глава: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…».
10 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю»; Типикон, 8 мая, 7-я Маркова глава: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…».
11 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
12 Ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя всех святых»; гл. 48, 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец».
13 Ср.: Типикон, 52-я и 58-я Храмовые главы. Возможен также следующий порядок пения тропарей: «Богородице Дево…» (единожды), тропарь всех святых, глас 4-й: «Иже во всем мире мученик Твоих…» (единожды), и тропарь Богородицы (Владимирской иконы), глас тот же (единожды).
14 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
15 Ср.: Типикон, 8 мая, 7-я Маркова глава: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…».
16 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир Богородицы (Владимирской иконы) входит славник, глас 8-й: «Иже на Херувимех…».
17 Ср.: Типикон, 8 мая, 7-я Маркова глава: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…». Учитывая отсутствие воскресного кондака в составе канона на утрене, а также указания 52-й Храмовой главы Типикона, можно считать допустимым чередование следующих кондаков на часах: на 1-м и 6-м часах – кондак Богородицы (Владимирской иконы), на 3-м и 9-м часах – кондак всех святых.
18 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак всех святых, а на 6-м часе – кондак Богородицы (Владимирской иконы).
19 См. в Апостоле, в приложении «Прокимени и аллилуиаре воскреснии, литургийнии, осми гласов».
20 Между тем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 692) отмечает, что перед этим аллилуиарием «должен бы быть еще воскресный аллилуиарий 8 гл.: Приидите, возрадуемся Господеви…, который, однако, не указан ни в Типиконе, ни в богослужебном Апостоле». Мнение В. Розанова подтверждается толкованием Н. Сырникова (см. его «Ключ к Церковному Уставу», л. 122 об.), согласно которому перед аллилуиарием всех святых назначается воскресный аллилуиарий 8-го гласа.