12. Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Свтт. Епифа́ния, еп. Ки́прского, и Ге́рмана, патриарха Константинопо́льского. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (службу зри 17 февраля).
Прп. Дионисия Ра́донежского.
Прп. Анто́ния Ра́донежского.
Служба свтт. Епифа́ния, еп. Ки́прского, и Ге́рмана, патриарха Константинопо́льского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца (см. в Минее 17 февраля), в соединении со службой Триоди (Б).
А. На вечерне кафизмы нет.
Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и свт. Епифания, глас 5-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 1-й: «Пятдеся́тницы наста́ дней преполове́ние…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».
Примечание. Если в субботы Пятидесятницы случится память двух малых святых, на «Господи, воззвах» поются стихиры Триоди (праздника) – 3 и стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени.
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святи́лище прише́л еси…».
По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), свт. Епифания на 4 и свт. Германа на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы Минеи.
По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения)2; седален свт. Епифания, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Германа, глас тот же, «И ныне» – седален Преполовения, глас тот же (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителей, глас 4-й3.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей. «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения)4.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и свт. Германа, глас 1-й – 3 (см. на «Господи, воззвах»). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…» (см. на хвалитех).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Го́споди, пре́жде Честна́го Твоего́ Креста́…».
По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.
На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителей. Кондак только Преполовения.
На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителей; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак Преполовения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителей.
Апостол и Евангелие – дня и святителей.
Задостойник Пасхи.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 85: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 46, и святителя, глас 3-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Моли́твами святи́теля Ермоге́на…» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными)7. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телю Ермоге́не…» (см. 1-ю стихиру на стиховне)8, «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святи́лище прише́л еси…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…». «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…», «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.
Кафизмы 16-я и 17-я9. Малые ектении. Седальны Триоди10.
Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом: «Услы́шите сия́ вси язы́цы…»11. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 4-й: «Строи́теля земли́…»; ин седален святителя по 1-м стихословии, глас тот же: «Све́тлую твою́ па́мять…»; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Яви́лся еси…»; ин седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Притеце́м, ве́рнии…»; седален святителя по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко ко́рмчаго…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Прему́драго иера́рха восхва́лим, яко А́нгела…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́зднику преполови́вшуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)12, или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Ублажи́м Честне́йшую…»13. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу́). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 4-й: «Предста́тель тепле́йший…».
Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас тот же (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «Во све́те Правосла́вия…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй…» (см. в среду Преполовения).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 3-й – 3 (см. на хвалитех), и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Прииди́те, ублажи́м па́стыря до́браго…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе́ день све́тлаго торжества́…». «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.
На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я14 – 4.
По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник Пасхи.
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).
2 См.: Типикон, 12 мая.
3 Там же.
4 Там же.
5 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).
6 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницы наста дней преполовение…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).
7 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).
8 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник.
9 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
10 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»).
11 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.
12 При пении седальнов Минеи допустима следующая схема: седален святителя по 1-м стихословии, глас 4-й (по выбору); седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же (по выбору); «Слава» – седален святителя по полиелее, глас тот же (по выбору), «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Празднику преполовившуся…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Ублажим Честнейшую…».
13 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
14 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).