22. Вторник 6-й седмицы по Пасхе. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского.

Прав. Иа́кова Борови́чского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября).

Служба мч. Васили́ска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизма 6-я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́вды Со́лнце мы́сленное…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосе́рдие ми́лости…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Васили́ск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Васили́ск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Зе́млю, на ню́же не возсия́…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Всех Влады́ка и Творе́ц…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…». «Слава, и ныне» – ин светилен праздника Триоди: «Мимоиды́й Спас наш…» (см. в Неделю о слепом).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́вды Со́лнце мы́сленное…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Васили́ск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом).

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пасхи.

Причастен Пасхи: «Тело Христово приими́те…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и мученика, глас 4-й – 5. «Слава» мученика, глас тот же: «Возсия́л еси, сла́вне…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Пра́вды Со́лнце мы́сленное…».

Вход. Прокимен дня. Паримии мученика – 3.

На стиховне стихиры мученика, глас 6-й (со своими припевами)1. «Слава» мученика, глас тот же: «Непобеди́м душе́ю…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосе́рдие ми́лости…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален мученика, глас 1-й: «От ро́да се́рбскаго…» (дважды)2. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится слепы́й…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)3.

По 2-м стихословии – седален мученика, глас 8-й: «Крест Го́спода…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится слепы́й…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание мученика и избранный псалом. Седален мученика по полиелее, глас 8-й: «Земна́я вся оста́вив…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозре́вый ви́дится слепы́й…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Стена́ непобеди́мая…»4. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие – Лк., зач. 63. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго мученика…». Стихира мученика, глас 2-й: «Блаже́нне Иоа́нне…».

Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Зе́млю, на ню́же не возсия́…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и мученика (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален мученика, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Всех Влады́ка и Творе́ц…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени)5, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» мученика, глас 3-й: «Оста́вив мир…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки праздника Триоди и мученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и мученика, песнь 3-я (или 6-я)6 – 4.

Примечание. В службе мученика в Минее указаны блаженны мученика, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Недели о слепом).

По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь мученика; кондак храма святого. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и мученика.

Апостол и Евангелие – дня и мученика (Деян., зач. 24; Ин., зач. 52).

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те…», и мученика: «В па́мять ве́чную…».

1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Согласно указаниям Минеи, седальны мученика по 1-м и по 2-м стихословии повторяются на «Славу».

3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

4 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

5 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.