8. Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Глас 5-й. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Прп. Арсения Великого.

Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах.

Примечание. Песнопения Недели о слепом поются в течение четырех дней: в воскресенье, понедельник, вторник и среду.

При совершении службы Триоди в соединении с бденной службой апостола и евангелиста Иоанна Богослова следует руководствоваться 2-й Марковой главой под 8 мая: «Подобает ведати, яко аще случится святаго Иоанна Богослова, в Неделю мироносиц, или о разслабленном или самаряныни, или о слепом»[1].

Примечание. «Святаго же Арсения служба оставляется, и поется, егда хощет настоятель, или церкве начальник» (Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава, 3-е «зри»).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, праздника Триоди (о слепом), глас 2-й – 3 (первая стихира – дважды), и апостола 4. «Слава» – праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Господи, мимоходя путем…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермнем мори…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3[2].

На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на литии). «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», «И ныне» праздника Триоди (о слепом), глас тот же: «Все житие слепый нощь помышляя…» (см. славник литийных стихир Триоди)[3].

На стиховне стихира воскресная, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с припевами их). «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – праздника Триоди (о слепом), глас 8-й: «Правды Солнце мысленное…» (см. славник стиховных стихир Триоди)[4].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди)[5].

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои, глас 5-й: «Ангельским зраком…». Седален апостола по 1-м стихословии, глас 1-й: «Христа ученик быв…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас 5-й: «Апостола вси…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси…», «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь…»[6]. Степенны – антифоны 5-го гласа. Прокимен, глас 5-й: «Воскресни, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и праздника Триоди (о слепом) на 4.

Примечание. Канон праздника Триоди (составной) поется на 4 без повторений. Сначала тропарь воскресный (смотреть по содержанию), потом праздника (смотреть по содержанию). «Слава» – Троичен, «И ныне» – Богородичен (ср.: Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава; 23 апреля, 4-я Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…»[7].

Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…» (глас 5-й)[8].

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й: «Премудрости на перси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас тот же: «Всех Владыка…».

По 6-й песни – кондак праздника Триоди (о слепом), глас 4-й: «Душевныма очима ослеплен…», и икос, глас тот же: «Струю ми даруй, Христе…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…». «Слава» – светилен апостола: «Громов сын быв…», «И ныне» – светилен праздника Триоди (о слепом; по выбору: «Умныя мои очи…» или «Мимоидый Спас наш…»).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и апостола, глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – праздника Триоди (о слепом), глас тот же: «Кто возглаголет силы Твоя…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в стихирах на стиховне великой вечерни в службе Минеи. Стих 1-й: «Во всю землю изыде вещание их / и в концы вселенныя глаголы их»; стих 2-й: «Небеса поведают славу Божию, / творение же руку Его возвещает твердь».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская, глас 8-й: «Мариины слезы не всуе…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондак праздника Триоди (о слепом): «Душевныма очима…», и кондак апостола – читаются попеременно[9].

На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), праздника Триоди (о слепом), песнь 3-я – 4, и апостола, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).

Прокимен – Недели о слепом, глас 8-й: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему», стих: «Ведом во Иудеи Бог…»; и апостола, глас тот же: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их».

Апостол и Евангелие – Недели о слепом и апостола.

Аллилуиарий – Недели о слепом, глас 8-й: «Призри на мя, и помилуй мя»; и апостола, глас 1-й: «Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи».

Задостойник Пасхи.

Причастен – дня (воскресный): «Хвалите Господа с Небес…»; и апостола: «Во всю землю изыде вещание их…».


1 Ср.: Типикон, 23 апреля, 4-я Маркова глава.

2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

3 В стихирах на литии и на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (о слепом). В Триоди оно помещено на «Славу». (ср.: Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава; 23 апреля, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 685).

4 В стихирах на стиховне на «И ныне» указывается песнопение Триоди, т. е. праздника (о слепом). В Триоди оно помещено на «Славу» и поется вместо «Воскресения день…» (ср.: Типикон, 8 мая, 2-я Маркова глава; 23 апреля, 4-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 683, 685).

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».

6 Пение Богородична (а не песнопения праздника) указывается во 2-й Марковой главе Типикона под 8 мая и в 4-й Марковой главе Типикона под 23 апреля.

7 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами. Канон праздника Триоди (Недели о слепом), по традиции, поется с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 293).

8 Во 2-й Марковой главе Типикона под 8 мая указана катавасия Пасхи: «Воскресения день…». Это указание относится к богослужению Недель жен-мироносиц, о расслабленном и о самаряныне; в Неделю 6-ю по Пасхе должна петься катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 6-я по Пасце»).

9 Ср.: Устав. М., 1610. Л. 157 об., 161 об.; Устав. М., 1634. Л. 121; Устав. М., 1641. Л. 614, 638; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 684, 685.