24. Вторник Пятидесятницы. Прп. Симеона столпника на Дивной горе. Блж. Ксении Петербургской (службу зри 24 января)[1].
Прп. Никиты, столпника Переяславского.
Служба прп. Симеона столпника шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы[2] блж. Ксении Петербургской в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б).
А. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6[3]: Триоди, глас 1-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. Слава» преподобного, глас 6-й: «Отче досточудне…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницу празднуим…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас тот же: «На гору высоку…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Языками инородных…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й[4] со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Спасовы рачителие…» (см. в Неделю).
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды)[5]. «Слава, и ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Вся подает Дух Святый…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.
Отпуст 1-го часа: «Иже в видении огненных язык…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 1-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я – 4.
На входе – «…спаси ны, Утешителю Благий…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобного.
Апостол и Евангелие – дня и преподобного.
Задостойник Пятидесятницы.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 1-й – 3, и блж. Ксении, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» блж. Ксении, глас 6-й: «Кто не удивится…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницу празднуим…».
Вход. Прокимен дня. Паримии блж. Ксении 3.
На стиховне стихиры блж. Ксении, глас 6-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами)[6]. «Слава» – блж. Ксении, глас 4-й: «Ангельское житие…», «И ныне» Триоди, глас 1-й: «Языками инородных…».
По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника, глас 8-й.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален блж. Ксении, глас 3-й: «Мирскую красоту…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Счиняю, своспеваю…».
По 2-м стихословии – седален блж. Ксении, глас 5-й: «Воздержанием житие твое украсивши…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Христовы ученики…».
Полиелей. Величание блж. Ксении и избранный псалом. Седален блж. Ксении по полиелее, глас 4-й: «Чудна явилася еси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Обуревают мя волны…»[7]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Ксении, глас 4-й: «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их»; стих: «Надеющиися Нань разумеют истину, и вернии в любви пребудут Ему». Евангелие – блж. Ксении. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаженныя Ксении…». Стихира блж. Ксении, глас 6-й: «Житие твое…».
Каноны: праздника 1-й[8] со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блж. Ксении на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален блж. Ксении, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие…» (см. в Неделю).
По 6-й песни – кондак и икос блж. Ксении, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Ксении (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и блж. Ксении, глас тот же 3. «Слава» блж. Ксении, глас 8-й: «Днесь град…», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Вся подает Дух Святый…» (см. на стиховне утрени).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника, глас 8-й.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь блж. Ксении. Кондаки праздника и блж. Ксении читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 1-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и блж. Ксении, песнь 3-я (или 6-я) 4.
На входе – «…спаси ны, Утешителю Благий…».
По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь блж. Ксении; кондак храма святого. «Слава» – кондак блж. Ксении, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и блж. Ксении.
Апостол и Евангелие – дня и блж. Ксении.
Задостойник Пятидесятницы.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
1 Празднование в честь прославления святой блаженной Ксении Петербургской (1988) установлено по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 17 июля 2010 года.
2 См.: Минея-Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 581–593.
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 129.
4 Два канона праздника Пятидесятницы в период попразднства (начиная со вторника) поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 264).
5 Ср.: Типикон, 15 мая; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 133.
6 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце…».
7 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
8 Два канона праздника Пятидесятницы в период попразднства (начиная со вторника) поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 264).