29. Вторник 6-й седмицы по Пасхе. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского[1].
Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» (службу зри 7 марта). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского[2].
Служба прмц. Феодосии девы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского, в соединении со службой Триоди (Б).
А. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Правды Солнце мысленное…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосердие милости…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и преподобномученицы на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученицы).
По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 2-й; седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученицы, глас 4-й: «Божественная память…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 242) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом).
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи…» (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника Триоди: «Мимоидый Спас наш…» (см. там же).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 5-й 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» праздника Триоди, глас 8-й: «Правды Солнце мысленное…».
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондак только праздника Триоди.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я – 6 (со ирмосом).
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобномученицы; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом).
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Пасхи.
Причастен Пасхи: «Тело Христово приимите…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и святителя, глас 4-й и глас 8-й – 5. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святителю отче Луко пречудне…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Правды Солнце мысленное…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами)[3]. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Приидите, вси людие…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосердие милости…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу…».
Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 3-й: «Новый светильник Церкве Русския…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый…» (см. в седальнах по 2-м стихословии)[4].
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 6-й: «Яко маслина плодовита и лампада…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Всечестная и светоносная память твоя…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Прозревый видится слепый…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен (на ряду), глас 4-й: «Спаси всех, к Тебе притекающих…»[5]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноисповедника Луки…». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастыря добра…».
Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия…» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец…» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди (см. в Неделю о слепом).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 5-й – 3 (см. на стиховне утрени)[6], и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святителю отче Луко…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Кто возглаголет силы Твоя…» (см. на хвалитех).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Гавриилу вещавшу…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (о слепом), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я (или 6-я)[7] – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (о слепом).
Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю о слепом) и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Мф., 11 зач.).
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и святителя: «В память вечную…».
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313).
2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобному Иову Анзерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5331623.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/453).
3 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.
4 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
5 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.
6 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.
7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.