25. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница.
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Бденная служба праздника совершается по Триоди. Полиелейная служба Обретения главы Предтечи переносится на четверг, 22 мая (Типикон, 25 мая, 2-е «зри»).
Примечание. По афонской традиции1, в День Святой Троицы на праздничном аналое (в проскинитарии) – икона Пятидесятницы («Сошествие Святаго Духа на Апостолов»). Начиная с великой вечерни в сам день праздника (с коленопреклонными молитвами), на аналое находится икона Пресвятой Троицы. В Понедельник Святаго Духа вечером (перед вечерней) опять полагается икона Пятидесятницы, которая остается на аналое до отдания праздника в субботу.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первая и четвертая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие…».
Вход2. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.
На литии стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Егда Духа Твоего…».
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда…».
Примечание. После стиха «Не отвержи мене от лица Твоего…» поется стихира, глас 6-й: «Царю Небесный…». По традиции, это песнопение принято петь всенародно.
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).
Полиелей. Величание праздника и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Дух Твой Благий…». Евангелие – Ин., зач. 65. «Воскресение Христово видевше…» не поется, но тотчас по прочтении Евангелия – псалом 50-й. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира, глас 6-й: «Царю Небесный…».
Каноны: праздника 1-й, глас 7-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия после каждой песни – сначала ирмос 1-го канона (в первой песни – «Понтом покры…»), затем 2-го (в первой песни – «Божественным покровен…»).
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак праздника, глас 8-й: «Егда снизшед языки слия…», и икос, глас тот же: «Скорое и известное даждь утешение…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.) По традиции, припев к 9-й песни канона: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»3.
По 9-й песни «Свят Господь Бог наш» не возглашается, но поется светилен праздника: «Всесвятый Душе…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Свет – Отец…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст: «Иже в видении огненных язык с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии антифоны праздника.
Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…».
Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их…».
Апостол – Деян., зач. 3. Евангелие – Ин., зач. 27.
Задостойник – ирмос: «Радуйся, Царице…» (до отдания).
Причастен: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».
После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Видехом Свет Истинный…».
Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык…» (как на утрене).
По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9-м часом.
В конце 9-го часа отверзается завеса. Перед великой4 вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Царю Небесный»5. Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих…» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4-й – 6: «Преславная днесь…» и др. (см. на хвалитех утрени). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный…».
Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю).
После прокимна диакон: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает первую коленопреклонную молитву6.
1-я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме…». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати…».
Ектения сугубая: «Рцем вси…». Возглас: «Яко Милостив…».
Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает вторую молитву.
2-я молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, мир Твой подавый человеком…». Присоединяется также молитва «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни…». По окончании молитвы диакон возглашает: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом…».
«Сподоби, Господи…».
Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Иерей читает третью молитву.
3-я молитва: «Приснотекущий, Животный и Просветительный Источниче…». Присоединяется также молитва: «Боже Великий и Вечный…». И другая молитва: «Боже Великий и Вышний…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Ты бо еси Упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем…». Царские врата затворяются.
Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры праздника, глас 3-й: «Ныне в знамение всем…» и т. д. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш…» (единожды). На пение тропаря, по обычаю, отверзаются царские врата.
Возглашение: «Премудрость», и прочее по обычаю7.
Отпуст из открытых царских врат: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с Небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на Небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
С 26 мая по 30 мая – попразднство Пятидесятницы.
31 мая – отдание праздника Пятидесятницы.
Сноски:
1 См.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 183–184.
2 Перед входом на вечерне, по обычаю, предстоятель раздает священнослужителям цветы, с которыми совершается вся служба.
3 Этого припева нет в Цветной Триоди. Он указывается в нотной Цветной Триоди (М.: Синодальная тип., 1914) и в Служебнике (М., 2005).
4 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
5 Ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю вечера святыя 50-цы». По установившемуся обычаю, «Царю Небесный» в начале вечерни поет народ.
6 Все коленопреклонные молитвы иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу; по установившейся практике, во время чтения молитв иерей держит в руках цветы.
7 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице…», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит отпуст.