27. Вторник Пятидесятницы. Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского. Прав. Иоанна Русского, исповедника.

Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского. Обретение мощей прп. Нила Столобенского (службу зри 7 декабря). Прп. Ферапонта Монзенского (службу зри 12 декабря).

Свтт. Московских Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа Первого.

Служба сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 прав. Иоанна Русского, исповедника, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б).

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 1-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницу празднуим…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 1-й: «Языками инородных…».

По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й2 со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак священномученика, глас 4-й (общий): «Во святителех благочестно…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94)3; седален священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие…» (см. в Неделю).

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Всесвятый Душе…». «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Свет – Отец…» (см. в Неделю).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 1-й: «Вся подает Дух Святый…».

По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже в видении огненных язык…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 1-я – 6 (1-го канона – со ирмосом).

На входе – «…спаси ны, Утешителю Благий…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 1-й – 3, и исповедника, глас 4-й – 5. «Слава» — исповедника, «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницу празднуим…».

Вход. Прокимен дня. Паримии исповедника — 3.

На стиховне стихиры исповедника (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами)4. «Слава» — исповедника, «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Языками инородных…».

По Трисвятом – тропарь исповедника, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь исповедника, глас 4-й (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Счиняю, своспеваю…».

По 2-м стихословии – седален исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Христовы ученики…».

Полиелей. Величание исповедника и избранный псалом. Седален исповедника по полиелее (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – исповедника. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго праведнаго…». Стихира исповедника.

Каноны: праздника 1-й5 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и исповедника на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие…» (см. в Неделю).

По 6-й песни – кондак и икос исповедника.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен исповедника (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (по выбору).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и исповедника – 3. «Слава» — исповедника, глас 6-й, «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Вся подает Дух Святый…» (см. на стиховне утрени).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь исповедника, глас 4-й (по выбору). «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас 8-й.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь исповедника. Кондаки праздника и исповедника читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 1-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и исповедника, песнь 3-я (или 6-я) — 4.

На входе – «…спаси ны, Утешителю Благий…».

По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь исповедника; кондак храма святого. «Слава» – кондак исповедника, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и исповедника.

Апостол и Евангелие – дня и исповедника.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».

Сноски:

1 Минея содержит две службы в честь прав. Иоанна Русского, исповедника.

2 Два канона праздника Пятидесятницы в период попразднства (начиная со вторника) поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 264).

3 Кондак священномученика, глас 4-й (общий): «Во святителех благочестно…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94) в богослужении данного дня может быть опущен (ср.: Типикон, 23 июля, служба мчч. Трофима, Феофила и иже с ними). В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии в храме Господском и Богородицы возможно исполнение тропаря священномученика на «Славу» (ср. с богослужением Недели ваий), а также пение его непосредственно после предыдущего тропаря (ср. с богослужением в Неделю свв. праотец и Неделю св. отец; Типикон, Марковы главы под 11 и 18 декабря). Кондак праздника в последнем случае поется на «Слава, и ныне».

4 См.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце…».

5 Два канона праздника Пятидесятницы в период попразднства (начиная со вторника) поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 264).