Суббота. Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского.
Прп. Филиппа Ирапского.
Примечание. Указание Устава о Рождественском посте: «Должни есмы в сей Четыредесятнице сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елея и вина – понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника, его ради, еже есть сего месяца: 16, [17, 19, 23,] 25, [27, 28,] 30; декемврия – [1, 3,] 4, 5, 6, [7,] 9, [10, 13,] 17, [18,] 20 день. В те бо дни, аще во вторник или в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду или пяток, разрешаем и на рыбы. От 20-го числа, даже до 25-го, аще и суббота и Неделя случится, не разрешаем на рыбы» (Типикон, 14 ноября, 1-е «зри»). Составителями «Богослужебных указаний» дополнительно указаны1 следующие даты: памяти некоторых русских святых, полиелейная служба 13 декабря, а также дни, в которые возможно совершение полиелейного или славословного богослужения.
Совершается полиелейная служба ап. Филиппа.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 6-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – апостола, глас тот же: «Великаго, Филиппе…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…».
Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 32.
На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Чаши аромат…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…».
По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу…».
Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды).
Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю…». Евангелие – апостола. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола…». Стихира апостола, глас 6-й: «Премудрый ловче…».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален апостола, глас 8-й. «Слава» – ин седален апостола, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры апостола, глас 8-й и глас 2-й – 4. «Слава» – апостола, глас 3-й: «Рыб ловитву…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице, Предстательнице всех…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу…».
На часах – тропарь и кондак апостола.
На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостола и дня4.
Апостол и Евангелие – апостола и дня.
На трапезе – мясопуст5.
Примечание. «Ведомо буди, яко всегда творим мясопуст в 14-й день непременно кроме дву дней, среды и пятка. Аще ли случится мясопуст в среду или в пяток, в 14-й день, в память святаго апостола Филиппа: тогда творим мясопуст в 13-й день, на память святаго Иоанна Златоустаго, а в среду или в пяток никакоже дерзнем мясопуст творити, возбранено бо есть святыми правилы» (Типикон, 13 ноября, 2-е «зри»).
Сноски:
1 Выделены квадратными скобками.
2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
4 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.
5 То есть «мясу отпуст» – конец вкушения мяса. Ср.: Типикон, гл. 48, 13 ноября, 2-е «зри».