Вторник. Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима.

Мч. Ирина́рха. Свт. Фео́дора, архиеп. Ростовского.

Служба прмч. Стефана шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы сщмч. митр. Серафима (Чичагова)1 в соединении со службой Октоиха (Б).

А. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).

Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобномученика, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобномученика, глас тот же: «От младе́нства Бо́гу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же притека́яй…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – преподобномученика, глас 8-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́…».

По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобномученика на 6.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – ин кондак преподобномученика, глас 8-й; седален преподобномученика, глас 1-й. «Слава» – ин седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобномученика, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».

На часах – тропарь преподобномученика. Кондаки преподобномученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 4 и преподобномученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак преподобномученика, ин кондак преподобномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак храма, кондак преподобномученика, ин кондак преподобномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен2 – дня и преподобномученика.

Апостол и Евангелие – дня и преподобномученика.

Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и преподобномученика.

Б. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).

Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Це́ркве Росси́йския сла́во…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры священномученика, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас 4-й: «А́нгели страда́нием твои́м…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «При́зри на моле́ния Твои́х раб…» (см. в Минее на ряду).

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется3. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны священномученика (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет4, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 6.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак священномученика, глас 6-й5.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! Яко крин посреде́ те́рния…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен6 – дня и священномученика.

Апостол и Евангелие – дня и священномученика.

Примечание. Если под понедельник (27 ноября) совершалось всенощное бдение, то Апостол и Евангелие – понедельника, дня (под зачало) и священномученика.

Сноски:

1 Службу сщмч. митр. Серафима (Чичагова) можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Серафима см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 125.

2 Причастны дня и преподобномученика совпадают.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

4 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

5 Икос (глас 2-й) см. в общей службе.

6 Причастны дня и священномученика совпадают.