Вторник. Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского.

Свт. Ге́рмана, архиеп. Казанского.

Прп. Варлаа́ма Ке́ретского.

Приводим порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении со службой Октоиха (А). Излагаем также порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении с шестеричной службой свт. Павла, патриарха Константинопольского, и службой Октоиха (Б).

А. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).

Примечание. Если накануне совершалась славословная служба свт. Ионы, архиеп. Новгородского (вариант Б и В), стихословится кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́…».

По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется1. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет2, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Всечестно́е и свято́е те́ло твое́…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.

На часах — тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен3 — дня и преподобного.

Апостол и Евангелие — дня и преподобного.

Б. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).

Примечание. Если накануне совершалась славословная служба свт. Ионы, архиеп. Новгородского (вариант Б и В), стихословится кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 8-й — 3, и святителя, глас 4-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами); стих: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподо́бне о́тче Па́вле…». «Слава» — святителя, глас 2-й: «По́стную пучи́ну…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходи́мая врата́…».

По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава» — тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава» — тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется4. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет5, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 8-й, седален святителя, глас 3-й. «Слава» — ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х…».

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» — светилен святителя, «И ныне» — Богородичен Минеи: «Неизрече́ннаго чревоноше́ния…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (со славником). «Слава» — святителя, глас 7-й: «Вни́кнул еси…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Цвет, Христе́…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава» — тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На часах — тропарь преподобного. «Слава» — тропарь святителя. Кондаки святителя и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак преподобного. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен6 — преподобного и святителя.

Апостол и Евангелие — дня, преподобного (под зачало) и святителя.

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

2 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

3 Причастны дня и преподобного совпадают.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

5 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).

6 Причастны преподобного и святителя совпадают.