Вторник. Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского.
Свт. Ге́рмана, архиеп. Казанского.
Прп. Варлаа́ма Ке́ретского.
Приводим порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении со службой Октоиха (А). Излагаем также порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении с шестеричной службой свт. Павла, патриарха Константинопольского, и службой Октоиха (Б).
А. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
Примечание. Если накануне совершалась славословная служба свт. Ионы, архиеп. Новгородского (вариант Б и В), стихословится кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́…».
По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется1. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет2, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Всечестно́е и свято́е те́ло твое́…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен3 — дня и преподобного.
Апостол и Евангелие — дня и преподобного.
Б. На вечерне кафизма 6-я (которая не была прочитана на утрене понедельника).
Примечание. Если накануне совершалась славословная служба свт. Ионы, архиеп. Новгородского (вариант Б и В), стихословится кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 8-й — 3, и святителя, глас 4-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами); стих: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподо́бне о́тче Па́вле…». «Слава» — святителя, глас 2-й: «По́стную пучи́ну…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходи́мая врата́…».
По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава» — тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава» — тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется4. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет5, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 8-й, седален святителя, глас 3-й. «Слава» — ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х…».
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» — светилен святителя, «И ныне» — Богородичен Минеи: «Неизрече́ннаго чревоноше́ния…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (со славником). «Слава» — святителя, глас 7-й: «Вни́кнул еси…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Цвет, Христе́…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава» — тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На часах — тропарь преподобного. «Слава» — тропарь святителя. Кондаки святителя и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак преподобного. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен6 — преподобного и святителя.
Апостол и Евангелие — дня, преподобного (под зачало) и святителя.
Сноски:
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
2 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).
3 Причастны дня и преподобного совпадают.
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
5 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).
6 Причастны преподобного и святителя совпадают.