Суббота. Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Ни́кона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Сергия.

Служба свт. Григория Неокесарийского шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского (Б) и порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского в соединении с шестеричной службой свт. Григория Неокесарийского (В).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — святителя, глас 6-й: «Во глубину́ виде́ния вшед…», «И ныне» — догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «Щито́м ве́ры…», 3-й — тот же, 4-й: «О земны́х всех…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — святителя, глас 6-й: «Бо́дрость Бо́жия…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…».

По Трисвятом — тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), святителя на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого — канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни — седален святителя, глас 3-й (дважды)2. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен святителя. «Слава» — ексапостиларий Октоиха, «И ныне» — Богородичен Октоиха

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Благослове́но во́инство…», 2-й: «Страстоно́сцы Твои́, Го́споди…», 3-й: «Святи́и му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов); стих: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся…», и стихира святителя, глас 4-й: «Свяще́нства избра́ние…». «Слава» — святителя, глас 8-й: «Преслову́щаго в чудесе́х…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Влады́чице, приими́…».

По Трисвятом — тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пречи́стая…».

На часах — тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и Октоиха — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя; кондак храма, кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».

В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя; кондак святителя. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — святителя и дня.

Апостол и Евангелие — святителя и дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 6-й и глас 4-й — 6. «Слава» — преподобного, глас 2-й: «Жела́нием бу́дущих…», «И ныне» — догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Помышля́я о́но житие́…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».

По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — седален преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 6-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас 2-й: «Па́мять пра́ведника…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На часах — тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного и дня.

Апостол и Евангелие — преподобного и дня.

В. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 6-й — 3, и святителя, глас 8-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 2-й: «Жела́нием бу́дущих…», «И ныне» — догматик, глас 5-й: «В Чермне́м мо́ри…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» — святителя, глас 6-й: «Бо́дрость Бо́жия…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…».

По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава» — тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава» — тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и святителя на 4.

В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и святителя на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 3-й. «Слава» — седален святителя, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Боже́ственная ски́ния…».

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» — светилен святителя, «И ныне» — Богородичен Минеи: «Ра́дуйся, ве́рных похвало́…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 6-й и глас 2-й — 4 (со славником). «Слава» — святителя, глас 8-й: «Преслову́щаго в чудесе́х…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Влады́чице, приими́…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава» — тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 5-й: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

На часах — тропарь преподобного. «Слава» — тропарь святителя. Кондаки святителя и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак преподобного. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен — святых (преподобного и святителя)5, глас 7-й: «Честна́ пред Го́сподем…», стих: «Что возда́м Го́сподеви…»; и дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Го́споде…».

Аллилуиарий — преподобного и святителя.

Апостол и Евангелие — преподобного, святителя (под зачало) и дня.

Причастен — святых (преподобного и святителя)6: «В па́мять ве́чную…», и дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Сноски:

1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

2 При совершении седмичного богослужения в соединении со службой шестеричного святого седален святого поется дважды (ср.: Типикон 5 сентября; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 112). При описании субботнего богослужения об этой особенности в Уставе умалчивается (ср.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 162).

3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

5 Прокимны преподобного и святителя совпадают, поэтому возможно пение прокимна дня (субботы) после прокимна святых.

6 Причастны преподобного и святителя совпадают, поэтому возможно пение причастна дня (субботы) после причастна святых.