Понедельник. Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского.
Свт. Ге́рмана, архиеп. Казанского.
Прп. Варлаа́ма Ке́ретского.
Служба свт. Павла, патриарха Константинопольского, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении с шестеричной службой свт. Павла, патриарха Константинопольского, и службой Октоиха (В).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Архиере́йскою оде́ждею…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небе́сных чино́в…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й; стих: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподо́бне о́тче Па́вле…». «Слава» – святителя, глас 2-й: «По́стную пучи́ну преплы́в…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте́ де́вства Твоего́…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте́ де́вства Твоего́…».
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святителя на 6.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален святителя, глас 3-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х…».
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 7-й: «Вни́кнул еси во глубины́ Ду́ха…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Умири́ моли́твами Богоро́дицы…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Ки́йждо, иде́же спаса́ется…».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны Октоиха – 4, и святителя, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь святителя; кондак дня, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня, кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгела Гаврии́ла…».
По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется1. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет2, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестно́е и свято́е те́ло твое́…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На часах – тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобного.
Апостол и Евангелие – дня и преподобного.
В. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 8-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами); стих: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподо́бне о́тче Па́вле…». «Слава» – святителя, глас 2-й: «По́стную пучи́ну…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».
По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется3. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет4, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 8-й, седален святителя, глас 3-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х…».
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Неизрече́ннаго чревоноше́ния…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (со славником). «Слава» – святителя, глас 7-й: «Вни́кнул еси во глубины́ Ду́ха…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Умири́ моли́твами Богоро́дицы…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного (по выбору). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак преподобного. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен5 – преподобного и святителя.
Апостол и Евангелие – дня, преподобного (под зачало) и святителя.
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
2 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
4 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).
5 Причастны преподобного и святителя совпадают, поэтому возможно пение причастна дня (понедельника) перед причастном святых.