Суббота. Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды. Прп. Фео́дора Студи́та, исповедника. Блж. Макси́ма, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Прп. Марти́рия Зелене́цкого. Мч. Стефа́на Деча́нского.

Служба мчч. Мины, Виктора, Викентия, мц. Стефаниды и прп. Феодора Студита не имеет праздничного знака1, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Па́ки нам ле́тняя па́мять…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Му́ченицы Госпо́дни…», 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й: «А́ще ка́я доброде́тель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)2; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным,/ и от всех их изба́вит я Госпо́дь», и стихира мучеников, глас 2-й: «Прииди́те, любострада́льцы…» (см. дополнительную стихиру на стиховне вечерни в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 311). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й3. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 4-й: «И́же сла́ве…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 91) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников, светилен преподобного. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

Примечание. Типикон умалчивает о светильне вмч. Мины: «Я́коже со́лнце…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 95 об.) этот светилен также отсутствует.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Типикон умалчивает о хвалитных стихирах вмч. Мины и прп. Феодора. В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 96) эти стихиры также отсутствуют.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Вельми́ подвиза́стеся…», 2-й: «Му́ченицы Христо́вы…», 3-й: «Во броня́ ве́ры…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов); стих: «Воззва́ша пра́веднии,/ и Госпо́дь услы́ша их», и стихира мучеников, глас 2-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (см. дополнительную стихиру на стиховне утрени в Минее синодального периода или славник на стиховне вечерни в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 294). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…» (см. славник стиховен утрени в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 312), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твои́х…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пречи́стая…».

На часах – тропарь мучеников. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и мучеников читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак храма, кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святых и дня5.

Апостол и Евангелие – мучеников, преподобного (под зачало) и дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры блаженного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – блаженного, глас 8-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры блаженного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – блаженного, глас 6-й: «Рачи́тель быв, о́тче…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь блаженного, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я6. Малые ектении. Седальны блаженного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блаженного на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блаженного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален блаженного, глас 8-й. «Слава» – ин седален блаженного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос блаженного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блаженного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры блаженного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блаженного, глас 8-й: «Доброде́телей твои́х…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́ моли́тву раб Твои́х…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь и кондак блаженного.

На Литургии блаженны святого, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блаженного. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь блаженного; кондак храма. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – блаженного и дня.

Апостол и Евангелие – блаженного и дня.

1 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 88–96). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 286–313) значительно изменен и дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом.

2 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

3 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 89–89 об.) указывают тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи…».

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

5 Аллилуиарии (1-й стих) и причастны святых и дня совпадают.

6 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).