5. Суббота. Мчч. Галактиона и Епистимии. Свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября)[1]. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов[2].

Служба мчч. Галактиона и Епистимии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (Б), порядок совершения полиелейной службы Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов (В) и порядок совершения славословной службы свт. Ионы, архиеп. Новгородского (Г).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века…».

Кафизмы 16-я и 17-я[3]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мучеников (Минеи) на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников (Минеи) на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон мучеников (Минеи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак мучеников, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Господи, в память святых Твоих…», 2-й: «Господи, аще не быхом…», 3-й: «Память мученик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Бога, из Тебе воплотившагося…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина…».

На часах – тропарь и кондак мучеников.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Путь девства, нищеты…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Земля Литовская прославися…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Призри на моления…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Приидите, вернии…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Буди благословен…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Вознесох избраннаго от людей Моих»; стих: «Елеем Моим помазах его». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Церковь Божию…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[5].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Кровьми святых мученик…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Пречистая Дево Мати…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня[6].

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Отцов Поместного Собора, глас 1-й и глас 5-й – 8. «Слава» – Отцов Поместного Собора, глас 8-й: «Царь Небесный, Божественное Слово…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Отцов Поместного Собора – 3[7].

На стиховне стихиры Отцов Поместного Собора, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Отцов Поместного Собора, глас 8-й: «Друзи Мои есте…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «О, преславнаго чудесе!..».

По Трисвятом – тропарь Отцов Поместного Собора, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Благословенную нарекий…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Отцов Поместного Собора, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Благословенную нарекий…».

Кафизмы 16-я и 17-я[8]. Малые ектении. Седальны Отцов Поместного Собора (по дважды).

Полиелей. Величание Отцов Поместного Собора и избранный псалом. Седален Отцов Поместного Собора по полиелее, глас 8-й: «Повеленное в Евангелии…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Беззаконное тайно содевающе…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Отцов Поместного Собора, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие Отцов Поместного Собора – Мф., 36 зач. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира Отцов Поместного Собора, глас 6-й: «Многострадальнии Руси Святыя молитвенницы…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Отцов Поместного Собора на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Отцов Поместного Собора на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[9].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Отцов Поместного Собора, глас 2-й: «Новии страстотерпцы Церкве Русския…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас 4-й: «Не премолчим присно…».

По 6-й песни – кондак Отцов Поместного Собора, глас 3-й: «Гонения и страдания…», и икос (на ряду).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Отцов Поместного Собора: «Свет Отца, и Сына, и Духа Святаго…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду): «Свет Христов явися…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Отцов Поместного Собора, глас 5-й и глас 4-й. «Слава» – Отцов Поместного Собора, глас 1-й: «О святии отцы…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Церкве Христовы Хранительнице…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Отцов Поместного Собора, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Благословенную нарекий…».

На часах – тропарь и кондак Отцов Поместного Собора.

На Литургии блаженны от канона Отцов Поместного Собора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь Отцов Поместного Собора. «Слава» – кондак Отцов Поместного Собора, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь Отцов Поместного Собора; кондак храма. «Слава» – кондак Отцов Поместного Собора, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен[10] – Отцов Поместного Собора и дня[11].

Апостол и Евангелие – Отцов Поместного Собора (Рим., зач. 99; Лк., зач. 105–106) и дня.

Г. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Приидите, Великаго Новаграда людие…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Преподобне, блаженне…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

Кафизмы 16-я и 17-я[12]. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[13].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Приидите, людие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Едина Чистая…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.


1 Данное празднование в честь святителя Тихона (день избрания его на Патриарший престол) установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 3 декабря 2007 года.

2 Соборная память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов включена в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 4 мая 2017 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба Отцам Поместного Собора Церкви Русской. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5284299.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/429).

3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

5 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

6 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

7 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

8 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

9 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

10 Аллилуиарии и причастны Отцов Поместного Собора и дня совпадают.

11 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

12 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

13 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).