12. Суббота. Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Нила постника.
Блж. Иоанна Милостивого Власатого, Ростовского (службу зри 3 сентября).
Прп. Нила Мироточивого, Афонского.
Служба свт. Иоанна и прп. Нила шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Милости источник…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спасе, не постыди мене…», 3-й: «Слава Тебе, Христе Боже…», 4-й: «Святии мученицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко нашего воскресения…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».
Кафизмы 16-я и 17-я[1]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском, Богородицы и святого – канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции)[2].
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален святителя, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает об икосе преподобного: «Како восхвалю…», и о кондаке преподобного, глас 8-й: «Божественною любовию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 106 об.) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен святителя, светилен преподобного. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Память святых Твоих…», 2-й: «Посреде судища…», 3-й: «Едино дышуще…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пречистая…».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобного; кондак храма, кондак святителя, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобного; кондак святителя, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня.
Апостол и Евангелие – святителя и дня.