27. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Вмч. Иакова Персянина.

Прп. Палладия. Свт. Иакова, еп. Ростовского. Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского чудотворца. Прп. Феодосия Терновского. Собор новомучеников и исповедников Радонежских[1]. Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская»[2].

Прмч. Кронида, архимандрита Радонежского. Сщмч. Иоанна Смирнова пресвитера[3]. Прмч. Никона Беляева[4].

Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», и шестеричной службой вмч. Иакова Персянина (по главе Типикона под 27 ноября: «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю»).

Примечание. «Аще храм Пресвятыя Богородицы Знамения, и поется служба Знамения во всем подобне, якоже септемврия в 8-й день. Кроме же храма поется служба Знамения со Иаковом Персянином…» (Типикон, 27 ноября).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, Богородицы, глас 8-й – 3, и великомученика, глас 2-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Веселитеся, людие…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 6-й (см. на литии). «Слава» – великомученика[5], глас 2-й: «Терпя в страданиих…» (см. на стиховне утрени в Минее), или глас 5-й: «Удивил еси, о Иакове…» (см. в Минее на «Господи, воззвах»), «И ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Се день избавления…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Верно сошедшеся…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Мнящеся непокоривии…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы («Знамения»), глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[6].

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 4-й: «Очи мысленныя…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 1-й: «Пречистая Твоя икона…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» седален Богородицы по полиелее, глас 8-й: «Яже небес превышши сущи…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы («Знамения» 1-й канон) на 6 и великомученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 4-й, кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» светилен великомученика, «И ныне» светилен Богородицы («Знамения»).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и Богородицы, глас 6-й и глас 8-й 4 (со славником[7] и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак Богородицы.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, 1-го канона песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Богородицы («Знамения»), тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак Богородицы («Знамения»).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы («Знамения»).

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы («Знамения»).

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба Собору новомучеников и исповедников Радонежских. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/1909515.html), на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/176), а также опубликован в издании: Глаголу Божию внимая: православный церковный календарь на 2013 год. Чтения из Священного Писания на каждый день. М., 2012. С. 354–368.

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 октября 2016 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Божией Матери в честь иконы Ее «Абалакская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4645903.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/370).

3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака священномученику Иоанну Смирнову, пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5605282.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/496).

4 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 13 апреля 2021 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака преподобномученику Никону Беляеву. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5797629.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–65, 782.

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».

7 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я; 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю». Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир, учитывая то обстоятельство, что славник хвалитных стихир Богородицы совпадает со славником стиховных стихир великой вечерни (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).