6. Четверг. Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Прп. Варлаама Хутынского.
Свт. Германа, архиеп. Казанского.
Прп. Варлаама Керетского.
Приводим порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении со службой Октоиха (А). Излагаем также порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении с шестеричной службой свт. Павла, патриарха Константинопольского, и службой Октоиха (Б).
А. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды).
Примечание. Если накануне совершалась славословная служба свт. Ионы Новгородского (вариант Б и В), стихословится кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестныя и чудотворныя мощи твоя…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Аз, Дево Святая…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, ходатайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, ходатайствовавшую…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет1, седальны Октоиха.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и преподобного на 6.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Всечестное и святое тело твое…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, ходатайствовавшую…».
На часах – тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и преподобного.
Апостол и Евангелие – дня и преподобного.
Б. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды).
Примечание. Если накануне совершалась славословная служба свт. Ионы Новгородского (вариант Б и В), стихословится кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 8-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Всечестныя и чудотворныя мощи твоя…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами); стих: «Священницы Твои облекутся в правду…», и стихира святителя, глас 1-й: «Преподобне отче Павле…». «Слава» – святителя, глас 2-й: «Постную пучину…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодовита маслина…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны преподобного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет2, седальны Октоиха.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 6 и святителя на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален преподобного, глас 8-й, седален святителя, глас 3-й. «Слава» – ин седален святителя, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (со славником). «Слава» – святителя, глас 7-й: «Вникнул еси…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Родился еси от Девы…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую…».
На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и преподобного читаются попеременно.
На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак преподобного. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен3 – преподобного и святителя.
Апостол и Евангелие – дня, преподобного (под зачало) и святителя.
Сноски:
1 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).
2 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).
3 Причастны преподобного и святителя совпадают, поэтому возможно пение причастна дня (четверга) перед причастном святых.