Суббота. Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни.
Прп. Ло́нгина Коря́жемского (службу зри 10 февраля). Прп. Ло́нгинаЯ́ренгского (службу зри 3 июля).
Прп. Ло́нгина, вра́таря Пече́рского, в Дальних пещерах.
Служба мч. Лонгина не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры мученика, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мученика, глас 6-й: «В стра́сти Твое́й, Христе́…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мученика, глас 6-й: «При Кресте́ предстоя́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого – канон мученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален мученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе́ пострада́вше…», 2-й: «Всяк град и страна́…», 3-й: «Крест Христо́в…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».
На часах – тропарь и кондак мученика.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика; кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика; кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика и дня.
Апостол и Евангелие – мученика и дня.
Сноски:
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).