Четверг. Сщмч. Иерофе́я, еп. Афи́нского. Обре́тение мощей свтт. Гу́рия, архиеп. Казанского, и Варсоно́фия, еп. Тверского.

Сщмч. Петра́ Капетоли́йского. Блгв. кн. Влади́мира Яросла́вича Новгоро́дского, чудотворца. Прп. Аммо́на странника, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Пио́ра, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Блгв. кн. Стефа́на Щиля́новича, Сербского.

Служба сщмч. Иерофея не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы свтт. Гурия и Варсонофия в соединении со службой Октоиха (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й — 3, и священномученика, глас 4-й — 3. «Слава» — священномученика, глас 2-й: «Предста́в Успе́нию…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодови́та ма́слина…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́ну по рождестве́…».

По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее…».

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни — ин кондак священномученика, глас 8-й; седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос священномученика, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» — светилен священномученика, «И ныне» — Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Роди́лся еси от Де́вы…».

По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…».

На часах — тропарь священномученика. Кондаки священномученика читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак священномученика, ин кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак священномученика, ин кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Гурия, глас 5-й — 3, и свт. Варсонофия, глас тот же — 3. «Слава» — святителей, глас 4-й: «Духо́вною благода́тию…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Иже Тебе́ ра́ди…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры святителей, глас 3-й (со своими припевами). «Слава» — святителей, глас 6-й: «Иже пре́жде те́мный…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

По Трисвятом — тропарь святителей, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителей, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется1. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны святителей (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет2, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Гурия на 4 и свт. Варсонофия на 4.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — кондак и икос свт. Варсонофия, глас 6-й; седален святителей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос свт. Гурия, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителей, глас 2-й — 4. «Слава» — святителей, глас 8-й: «Яко зве́зды…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Исхи́ти мя…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителей, глас 3-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На часах — тропарь святителей. Кондаки свт. Варсонофия и свт. Гурия читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона свт. Гурия, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и свт. Варсонофия, песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителей; кондак свт. Гурия. «Слава» — кондак свт. Варсонофия, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь святителей; кондак храма, кондак свт. Гурия. «Слава» — кондак свт. Варсонофия, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и святителей.

Апостол и Евангелие — дня и святителей.

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

2 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).