Димитриевская родительская суббота. Вмч. Арте́мия.

Прав. Арте́мия Веркольского (службу зри 23 июня).

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4-й — 3, и мученичны Октоиха, глас 1-й (2-й: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х…», 3-й: «Е́же на суди́щи…», 4-й: «О, до́брыя ва́шея ку́пли…»; см. на «Господи, воззвах») — 3. «Слава» — великомученика, глас 2-й: «Разу́мнаго свети́льника…», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты…», со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами: «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч.). «Слава» — великомученика, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен 1-й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды1.

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го — 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом — тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуия»2, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й — «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Господи», 2-й — «Па́мять их в род и род», 3-й — «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 1-й: «Яко до́брии во́ини…» (см. по 1-м стихословии), «Ра́нами святы́х…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» [или стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»], и седален: «Му́ченики Христо́вы…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…», и седален: «Сме́ртную держа́ву…». «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Еди́на кре́пкая…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии́]́. Припев к стихам 1-й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой…», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х…».

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»4; последние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя…», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее…», поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных5: «Святы́х лик…» и прочее, с припевом: «Благослове́н еси, Го́споди…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» — 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» — Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы — храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), великомученика на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого — канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни — обычная малая ектения; кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — малая заупокойная ектения6. Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий7 Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…». «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…»8.

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 1-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй — «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 1-й — 4. «Слава» — мертвен Октоиха, глас тот же: «Де́лом, Спа́се мой, явля́еши…», «И ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (со своими припевами: «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч.). «Слава» — великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося…».

По Трисвятом — тропарь, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На часах — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» — «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

На Литургии блаженны Октоиха — 6.

По входе — тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» — кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище…».

Прокимен — дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апостол — дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий — дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Евангелие — дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен — дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святого не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святого не поется.

Сноски:

1 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни — один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа — два мученична и два мертвена.

2 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

33Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную.

4 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

5 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

6 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

8 Поскольку в службе великомученика в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: Светилен великомученика; «Слава» — ексапостиларий Октоиха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…», «И ныне» — Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».