Суббота. Мч. Не́стора Солу́нского.
Прп. Не́стора Летопи́сца, Печерского, в Ближних пещерах. Обре́тение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском.
Прп. Не́стора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах.
Служба мч. Нестора Солунского не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры мученика, глас 8-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…», припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Спаси́ от бед…» (см. в стихирах на стиховне).
По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого — канон мученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни — седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос мученика, глас 2-й.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мученика, глас 4-й: «Благоче́стия непобеди́маго во́ина…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 229) этот кондак также отсутствует.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мученика. «Слава» — ексапостиларий Октоиха, «И ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «По Христе́ пострада́вше…», 2-й: «Всяк град и страна́…», 3-й: «Крест Христо́в…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом — тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».
На часах — тропарь и кондак мученика.
На Литургии блаженны Октоиха — 6.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика; кондак храма, кондак мученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».
В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика; кондак мученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий2 и причастен — мученика и дня.
Апостол и Евангелие — мученика и дня.
Сноски:
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
2 Аллилуиарии мученика и дня совпадают.