Суббота. Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́, еп. Маиу́мского, творца канонов.
Перенесение из Ма́льты в Га́тчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филе́рмской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя. Прпп. Диони́сия и Амфило́хия Глуши́цких. Прп. Симео́на Нового Богослова (службу зри 12 марта).
Иерусали́мской иконы Божией Матери.
Служба мчч. Прова, Тараха и Андроника, и прп. Космы, еп. Маиумского, не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.
На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас тот же: «Во́инствовавше Христу́…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 1-й: «Трира́сленное собра́ние…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Вои́стину па́че ума́…».
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…»
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском, Богородицы и святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – кондак преподобного, глас 8-й; седален мучеников, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе́ пострада́вше…», 2-й: «Всяк град и страна́…», 3-й: «Крест Христо́в…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…» (см. в стихирах на хвалитех).
По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пречи́стая…».
На часах – тропарь мучеников. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и мучеников читаются попеременно.
На Литургии блаженны Октоиха – 6.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак храма, кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – мучеников и дня2.
Апостол и Евангелие – мучеников и дня.
Сноски:
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
2 Аллилуиарии и причастны мучеников и дня совпадают.