Вторник. Прп. Евфи́мия Нового, Солу́нского. Прмч. Лукиа́на, пресвитера Антиохи́йского. Свт. Афана́сия исп., еп. Ковро́вского.
Свт. Иоанна, еп. Су́здальского.
Сщмч. Лукиа́на Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Диони́сия, архиеп. Су́здальского.
Служба прп. Евфимия и прмч. Лукиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 свт. Афанасия исп., еп. Ковро́вского (Б).
А. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никто́же притека́яй…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Утоли́ боле́зни…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богоро́дице приле́жно…».
Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и преподобномученика на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика).
По 3-й песни – кондак преподобномученика, глас 2-й: «В поще́нии пе́рвее…»; седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученика, глас 4-й: «Яко святи́тель…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 133 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».
По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».
На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондаки преподобномученика и преподобного читаются попеременно.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобного, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак преподобного, кондак преподобномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак храма, кондак преподобного, кондак преподобномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «По вся дни…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – глас тот же: «Но́вый до́ме Евфра́фов…», «И ныне» – Богородичен, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Сла́вы Бо́жия ревни́теля…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й: «Сла́вы Бо́жия ревни́теля…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, празднолю́бцы и по́стницы…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «К Засту́пнице страны́ на́шея…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священноиспове́дника Афана́сия…». Стихира святителя, глас 6-й: «Прие́м си́лу…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й: «Взира́я на Нача́льника ве́ры…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь све́тло красу́ется…».
По 6-й песни – кондак святителя, глас 3-й: «Днесь Афана́сий святи́тель…», и икос, глас тот же.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – ин светилен святителя, «И ныне» – Богородичен: «Свет Незаходи́мый…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Прииди́те, правосла́внии лю́дие…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Сла́вы Бо́жия ревни́теля…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
На часах – тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Сноски:
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 октября 2012 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/2515090.html), а также опубликован в официальном Православном церковном календаре на 2014 год (М., 2013. С. 226–239).